Astronet Астронет: OSTmetal.info, Российская Газета Колокольный звон Кремлевских курантов
http://variable-stars.ru/db/msg/1210729
Колокольный звон Кремлевских курантов Колокольный звон Кремлевских курантов
1.01.2006 16:32 | OSTmetal.info, Российская Газета

Кремлевские куранты на Спасской башне, чье шестисотлетие отметили осенью 2004 года, давно уже стали символом не только Красной площади, на которой ежедневно собираются тысячи туристов и жителей столицы, но и точности, надежности и незыблемости, хотя бы потому, что именно под бой московских курантов россияне встречают Новый год и непременно загадывают желания. Которые, говорят, как правило, сбываются, если успеть их загадать между первым и последним звоном курантов.
Трудно сказать, когда появилась эта традиция, но точное время москвичи могли узнавать еще в 1404 году.

600 лет назад в 1404 году, как повествует старинная летопись, великий князь Василий Дмитриевич замыслил часник, а установил часы монах серб по имени Лазарь. Располагались часы не на кремлевской башне, а на дворе самого князя недалеко от Благовещенского собора. Это были часы с механической фигурой человека, который каждый час ударял молотом в часник - колокол. Стрелок на циферблате старинных часов не было.

Часы на Спасской башне, по ряду исторических свидетельств, появились между 1491 и 1585 годами. Первоначально башня называлась Фроловской, по имени церкви Фрола и Лавра, находившейся в Кремле. Современное название она получила в честь иконы Спаса Нерукотворного, помещенной в 1658 над въездными воротами. Построил Спасскую башню архитектор Пьетро Антонио Солари в 1491 году, о чем свидетельствуют белокаменные доски с надписями на латинском и русском языках. Ворота Спасской башни были главным парадным въездом в Кремль, считались святыми и особенно почитались в народе: мужчины должны были проходить в них с непокрытой головой, а проезжать через Спасские ворота верхом запрещалось. Отсюда уходили на битву полки, здесь встречали иностранных послов. При постройке башня была приблизительно вдвое ниже современной.

Точной даты установки башенных часов нет, но в 1585 они уже работали, так как сохранились документы, что мастера-часовщики получили в тот год по 4 рубля и 2 гривны, да по 4 аршина сукна на одежду.

В ЧАСОВНИКАХ НЕ ПИТЬ И НЕ БРАЖНИЧАТЬ

В XVII веке и Кремль, и его башни, и часы не раз переживали удивительные метаморфозы.
В начале века старые башенные часы со Спасской башни были проданы в Ярославль за 48 рублей, и по сохранившейся в архивах купчей определен их вес - 960 кг.
В 1621 году для изготовления новых часов для Спасской башни в Москву был приглашен известный английский механик и часовых дел мастер Христофор Головей.
В 1624 году под его руководством были установлены башенные часы с механизмом и 13 колоколами. Детали и механизмы для часов были выполнены кузнецом и часовщиком из Великого Устюга Жданом, его сыном Шумилом и внуком Алексеем.
В 1625 г. зодчий Бажен Огурцов возвел над Спасской башней многоярусный верх, заканчивающийся каменным шатром, который стал украшением всего кремлевского ансамбля.

Кремлевские часы имели огромный вращающийся циферблат, разделенный на 17 частей. Циферблат, весом более 400 кг, был сбит из досок и выкрашен небесно-голубой краской, по его полю были укреплены светлые жестяные звезды. В верхней части циферблата золотой краской были нарисованы луна и солнце, луч которого служил неподвижной часовой стрелкой. Часовые деления обозначались буквами славянского алфавита. Выше часов располагался восьмерик со звонами, в котором размещались часовые колокола. Отбивание часов начиналось, когда первый луч солнца падал на Спасскую башню, с наступлением темноты часы переводились на ночной счет времени. Начало дневного счета возвещал резкий удар. Через час часы били один раз - один дневной час прошел. Еще через час - 2 раза и так далее. Второй резкий удар прекращал отсчет дневных часов. Дважды в день, когда солнце пересекало линию горизонта, часовщик поднимался на башню и вручную поворачивал циферблат в исходную точку отсчета.
Летом, в дни летнего солнцестояния, часы отбивали максимальное количество дневных часов -17 и минимальное ночных - 7.
Каждые 16 дней соотношение дневных и ночных часов менялось, поэтому приходилось перенастраивать и механизм часов. Иностранцы, приезжавшие в то время в Москву, называли эти часы дивом мира. По свидетельству современников, это были:
...чудесные городские железные часы, знаменитые во всем свете по своей красоте и устройству и по звуку своего большого колокола, который был слышен... более чем на 10 верст.

За установку часов английскому мастеру Головею было обещано годовое жалование в 64 рубля да поденного корму по 13 алтын 2 деньги на день, да по 2 воза дров на неделю, да корм на одну лошадь. Как водится на Руси, обещанного надо было ждать три года, а то и больше. В Российском государственном архиве древних актов среди материалов Посольского приказа хранится дело по челобитной английского часового мастера Христофора Головея, поданной на государево имя, о выдаче ему недоданного жалования за 1620 - 1626 годы. Его просьба была услышана, и аглицкой земли, часового и водозаводного дела мастер Головей за установку часов получил 29 января 1626 г. от царя серебряный кубок, десять аршин атласу алого, десять аршин камки лазоревой, пять аршин тафты и много другого добра. Всего почти на 100 рублей. Может быть, в отместку за несвоевременную уплату произведенных работ, в пожаре 1626 часы сгорели и в 1628 Головею пришлось построить вторые часы для Спасской башни. В 1654 новый пожар уничтожил и часы, и колокола, которые, падая, разрушили два свода башни.

Из старых архивных документов известно, что первыми часовщиками были отец и сын Вирачевы. Часовые мастера пользовались в Москве привилегиями. В отличие от Головея, часовщикам платили большое жалование. Особенно ценилась работа тех, кто надзирал за башенными часами. В специальной инструкции говорилось: У дела на Спасской башне в часовниках не пить и не бражничать, зернью и карты не играть и вином и табаком не торговать. В конце XVII века часы сломались.

С КОЛОКОЛЬНОЙ ИГРОЙ И ТАНЦАМИ

XIII век начался с катаклизмов. 19 июня 1701 года на территории Кремля вспыхнул пожар. По воспоминаниям современников, загорелось на Спасском подворье, от чего весь Кремль так выгорел, что не осталось не токмо что иново, но и мостов по улицам.. После пожара Петр I повелел старомодные часы с одной стрелкой заменить на новые по подобию немецкого обыкновения на 12 часов с колокольной игрой и танцами.
Купленные Петром I в Голландии, новые часы с музыкой - куранты - были доставлены из Амстердама в Москву на 30 подводах. Для установки курантов был приглашен иноземный часовщик Яким Горнель (Еким Горлов, или Горнов). Новые часы с колокольной музыкой (в 33 колокола) впервые пробили 9 декабря 1706 в 9 часов утра. Казна заплатила за них более 42 тысяч ефимков. Девять русских мастеров трудились 20 дней, чтобы отрегулировать и запустить в дело часовой механизм. Голландские часы с 12-часовым циферблатом и перечасьем отбивали часы и четверти. Помимо этого, в определенное время они играли мелодию. Какую именно мелодию вызванивали куранты не известно, об этом нет сведений даже у выдающегося историка Москвы Ивана Забелина! Зато часы, установленные примерно в это же время на Сухаревской башне каждые четверть часа исполняли душеспасительное Господи, помилуй.

Курантам не везло. Петровские часы тоже часто ломались, а после грандиозного пожара 1737 года пришли в полную негодность. К этому времени столица переместилась в Петербург, и с ремонтом не спешили.

В 1763 году в здании Грановитой палаты были обнаружены большие английские курантовые часы; с 1767 года специально выписанный из Германии мастер Фатц (Фац) в течение трех лет устанавливал эти часы на Спасской башне. Ему помогал русский мастер Иван Полянский. По воле или по капризу мастера Фатца в 1770 году кремлевские куранты заиграли немецкую песенку Ах, мой милый Августин и некоторое время эта легкомысленная музыка звучала над Москвой. Это было единственное иностранное вмешательство в репертуар курантов.

Во время наполеоновских пожаров в 1812 году кремлевские куранты были вновь сильно повреждены. После изгнания французов из Москвы часы тщательно обследовали.
Часовщик Яков Лебедев в феврале 1813 года донес о разрушении механизма и предложил произвести их восстановление своим коштом, материалами и рабочими людьми. Работу ему поручили, но предварительно взяли подписку о том, что он не испортит механизм. Через два года часы запустили, а Яков Лебедев получил почетное звание часового мастера Спасских часов.

В середине XIX века кремлевские куранты вновь подверглись переделке и усовершенствованию. С Троицких и Боровицких башен были сняты 24 колокола, для установки их на курантах. В 1851-1852 годах часовые мастера братья Бутеноп установили новые часы, использовав старые детали. Металлические перекрытия, лестницы и постамент к ним были выполнены по рисункам Константина Тона. С середины XIX века куранты вызванивали гимн Коль славен наш Господь в Сионе Дмитрия Бортнянского в 12 часов и Преображенский марш в 3, 6 и 9 часов утра. Первоначально предполагалось установить музыку гимна России Боже царя храни, но император Николай I этого сделать не разрешил, заявив, что куранты могут играть любые песни, кроме гимна.

ВРЕМЯ - МОСКОВСКОЕ

В 1917 году дни Октябрьской социалистической революции во время артиллерийского обстрела Кремля один из снарядов попал в циферблат курантов, перебил стрелку часов и вывел из строя механизм вращения стрелок. Часы остановились 2 ноября 1917 года.
В августе 1918 года по указанию В. И. Ленина были начаты работы по реставрации кремлевских курантов. Долго искали мастеров, которые не побоялись бы взяться за такую работу. Часовщики фирмы Павла Буре и Рогинского запросили суммы, которые государство в то время выделить не могло. За ремонт курантов взялся кремлевский слесарь Н. Беренс, а помочь ему согласился художник Михаил Черемных, составивший партитуру для курантов на музыку Интернационала и Похоронного марша. С трудом изготовили новый маятник (взамен утраченного свинцового позолоченного) длиной около полутора метров и весом 32 кг. Реставрацию закончили в сентябре 1918 года и москвичи услышали бой новых курантов которые стали исполнять в 12 часов мелодию Интернационала, а в 24 часа Вы жертвою пали в борьбе роковой.

В 1932 часы вновь отремонтировали, изготовили новый циферблат, позолотили цифры, стрелки и обод циферблата. Всего на позолоту было израсходовано 28 кг золота.
В качестве музыкального сопровождения было решено оставить только мелодию Интернационала, который исполнялся в полдень и в полночь.
А с 1938 года куранты замолчали, отмечая своим перезвоном лишь каждый час и каждую четверть.
До 1937 часы заводились вручную, а затем были установлены три электрических мотора. Современный механизм курантов полностью электрифицирован. Часы с колоколами, управляющим механизмом и машиной для боя занимают 7 - 10-й ярусы башни. На открытой площадке под высоким шатром находятся 9 колоколов, которые отмечают каждую четверть часа ритмизованным перебором: 1-ю четверть - единожды, 2-ю - дважды, 3-ю - трижды, 4-ю - четырежды, после чего большой колокол, отлитый еще в середине XVIII века Семеном Можжухиным, отбивает часы.
Все колокола имеют разные размеры, поэтому звуки они издают в разном диапазоне - от баса до дисканта. До сих пор сохранились старые голландские колокола, некоторые из них имеют именные записи, сделанные мастерами по окружности: Клаес Норден и Иван Альберт де Графе меня сделали в Амстердаме, лета 1702 или Хвалите его люди, хвалите все народы! Клавдий Фремий сделал меня в Амстердаме, лета 1628.

Крупнейшая реставрация кремлевских курантов была проведена в 1974 году, когда часы стояли 100 дней. Механизм был полностью разобран, более тысячи уникальных деталей заменили новыми. Помимо всего, были задействованы новейшие автоматические установки, в частности, механизм автоматической смазки поверхностей более чем 120 трущихся деталей, которая до этого времени проводилась вручную. Сейчас в нижних этажах башни живет двойник курантов - точная копия механизма часов, за ходом которого неустанно следят специалисты и чувствительная аппаратура. При малейшем сбое хода или изменении тональности работы даже одной маленькой детали наблюдатели получают информацию об этом и готовы приступить к немедленному ремонту.

В канун распада Советского Союза Пленум ЦК принял решение, что куранты должны играть государственный гимн, но специальная комиссия пришла к заключению, что теми колоколами, которые висят на Спасской башне наверху, сыграть эту мелодию невозможно.
В 1995 году была поставлена задача возродить мелодическое звучание курантов Спасской башни и добиться, как и в прежние времена, исполнения двух мелодий. В 1996 на Спасской башне в дополнение к колоколам были установлены металлические била, которые теперь в полдень и в полночь вызванивают гимн Российской Федерации, а каждую четвертую часть суток мелодию хора Славься из оперы Жизнь за царя (Иван Сусанин) М.И. Глинки.

Летом 1999 года была проведена последняя крупная реставрация часов. Реставрационные работы были рассчитаны на полгода, за это время обновлен внешний вид часов, стрелки и знаки на циферблатах заново покрыты позолотой. По замыслам специалистов, часы приобрели вид, привычный москвичу середины XVIII века.

Современные кремлевские куранты заводятся 2 раза в сутки - в 12 и 24 часа.
Циферблаты часов выходят на 4 стороны Спасской башни. Диаметр циферблата 6,12 м. Высота римских цифр, обозначающих часы, 0,72 м. Длина часовой стрелки 2,97 м, минутной - 3,27 м. Обод циферблата, цифры и стрелки в 1937 покрыты золотом. Длина маятника почти 1,5 м, масса - 32 кг. У маятника есть деревянный компенсатор, благодаря которому колебания температуры воздуха не влияют на точность хода часов.

Соединенные специальным подземным кабелем с контрольными часами Московского астрономического института имени П.Е.Штернберга, куранты показывают абсолютно точное московское время. (Прим.Ред.astronet: Эта информация – про кабель – уже устарела.)

Фотографии к статье любезно предоставлены Российской газетой

Наталья Елисеева

(Статья перепечатана с сайта OSTmetal.INFO – ОБРАБОТКА МЕТАЛЛА.)


Rambler's Top100 Яндекс цитирования