Astronet Астронет: А. И. Еремеева/ГАИШ ГАИШ в годы Великой Отечественной Войны
http://variable-stars.ru/db/msg/1205705/blizhnij_vostok.html

Ближний Восток. Иран. 1942 год
3 справа - дипломат - cотрудник ГАИШ Журавлев Б.Н.



<< Назад



В начале войны будущий сотрудник ГАИШ дипломат Журавлев Б.Н. работал в посольстве СССР в Германии. С началом войны он занимался эвакуацией сотрудников Торгпредства и других советских учреждений из Германии.

Из воспоминаний Журавлева Б.Н.
Командировка в Иран

В октябре 1941 года я был командирован в Иран для работы в нашем Посольстве. Север Ирана уже был занят нашими войсками. Работы там было много. Упомяну о некоторых этапах.

В начале 1942-го года в Тегеране предполагались переговоры с англичанами и американцами об открытии ими второго фронта против Германии. Их представители летели на самолете в Тегеран из Сирии. Но самолет с этой делегацией потерпел аварию в горах на юге Ирана, в районе, где проживают бахтиары, весьма воинственное племя, не подчинявшееся правительству Ирана. Поскольку англо-американская делегация имела при себе весьма важные документы, англичане, не желая, чтобы они попали в наши руки, направили в тот район группу поиска для обнаружения самолета. Но бахтиары не пустили их в горы, к месту падения самолета и даже убили английского консула, возглавлявшего группу. Поскольку эти документы весьма интересовали и нас, было решено направить туда нашу группу. В нее вошли четыре человека от нас (я был в их числе), два американца и представитель иранского генерального штаба для связи с командующим военным округом, где произошла авария самолета, на случай, если бахтиары не будут пускать в горы и нашу группу. Так и случилось. Шейх бахтиаров не разрешил нашей группе двинуться в их горы. Тогда генерал, командовавший войсками округа, направил против бахтиар свои войска. Военные действия продолжались больше двух недель. Наконец, бахтиары прислали своих парламентеров для переговоров. Они дали согласие для пропуска к месту падения самолета нашей группы и нескольких солдат без оружия, для обслуживания вьючных лошадей, на которых нагрузили продукты и вещи, необходимые для пребывания в горах в течение нескольких дней. При этом шейх бахтиаров дал генералу честное слово, что мы вернемся обратно целыми и невредимыми.

К месту аварии самолета мы добрались узкими горными тропами.

Самолет, видимо, из-за густого тумана, задел выступ скалы и стал падать в ущелье по склону горы, разбиваясь на части. Мы нашли моторы, отдельные детали корпуса самолета, удостоверение одного пилота, деталь с номером самолета и один труп. Кто это был, определить было нельзя. Видимо, бахтиары хорошо поработали здесь до нас и многое растащили. Времени для этого у них было достаточно, несколько месяцев. Печально, что с нулевыми результатами пришлось возвращаться в Тегеран, где мы узнали о беде на фронте - прорыве немцев на Кавказ и к Сталинграду.

Вскоре меня командировали в Пехлеви. В то время этот порт на иранском берегу Каспийского моря играл важную роль для отправки военных и промышленных грузов, поступавших через Иран по ленд-лизу. Там мне пришлось заниматься вопросами охраны этих грузов.


Заключение

В заключение хотел бы сказать, что я никогда не отождествлял гитлеровский фашизм и немецкий народ. Я и теперь не утратил своих прежних симпатий к немецкому народу. Меня радуют и его объединение в одном государстве, и наметившееся сотрудничество с нами. Пусть оно укрепит нашу дружбу. Хотелось бы надеяться, что немецкий народ учел суровый урок истории и не допустит появления нового фашистского <фюрера> на своей земле.

Из книги "Астрономия на крутых поворотах ХХ века"


<< Назад

Rambler's Top100 Яндекс цитирования