Astronet Астронет: Л. В. Жуков/РПГУ им. А.И. Герцена Современная астрономия и методика ее преподавания
http://variable-stars.ru/db/msg/1197730/33.html
Современная астрономия и методика ее преподавания
<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

БУДУЩЕЕ ЗА ДЕТЬМИ - ТВОРЦАМИ ВСЕЛЕННОЙ

Шерстова Е.С.

Детский космоцентр иркутского областного центра технического творчества учащихся
uustar@star.isu.ru

Потребность человечества в новом планетарном мышлении космического масштаба предъявляет повышенные требования к изучению школьниками наук о Вселенной. Увы… Сорок шесть лет космической эры и бурное развитие космонавтики стимулировали развитие всех естественных и технических наук, но меньше всего это коснулось образовательного процесса.

Астрономия, единственная из школьных дисциплин близко стоящая к изучению космоса, перешла в разряд не обязательных для изучения предметов. В системе дополнительного образования есть резервы для получения детьми астрономических знаний в кружках и клубах, но и они не решают проблемы всеобщего астрономического невежества в нашем обществе, шагнувшего в 21 век. Спрос на космические знания и у детей, и у взрослых всегда был очень велик, и жаль, что он теперь удовлетворяется в большей степени астрологами и магистрами оккультных наук, использующих этот интерес в корыстных целях.

Разрыв между требованиями времени к формированию в детях научного космического мировоззрения (желательно с младшего возраста) и невозможностью его обеспечить в современном российском образовании сигнализирует о кризисе образовательной системы. Учебник астрономии (или космографии) нужно создавать для начальной школы, для 8-9 летних детей - возраста "почемучек", на который приходится пик любознательности, а не только для великовозрастных одиннадцатиклассников, которых космические знания уже мало волнуют.

Другой аспект, который хотелось бы затронуть, - гуманитарная составляющая астрономии как учебного предмета. Космический век предъявляет повышенные требования к всестороннему развитию человеческой личности в ребенке, гармонизации всех его сторон, если мы не хотим получить узколобых "технарей" или "физиков". Об это замечательно сказал известный популяризатор космической науки Я.К.Голованов: "Освоение космоса породило новые направления в науке… Нельзя, обогащая мир знаний, оставить нетронутым мир чувств. Новая жизнь обязательно породит в будущем новое искусство, новых титанов внеземной музыки и палитры [1]".

О важности гуманитарной составляющей астрономии пишет и А.В.Фесенко: "Астрономия - необъемлемая часть мировой культуры…, которая касается всех духовных областей человеческого опыты, призвана нести особую миссию - духовную. Гуманизация и гуманитаризация не означает отказ от технической или естественной стороны того или иного предмета. Это означает приближение, обращение к отдельной личности (гуманизация) и к общественному бытию (гуманитаризация)… Должно быть не альтернативное, а взаимопроникающее существование логической и эмоциональной сторон [2]. К сожалению, перспектива "выращивания" человека гармонического часто упускается современной педагогикой. Типовые школьные учебные программы по естественным предметам построены по образцу логического мышления [3-4], а область чувственного восприятия в них минимальна. Наоборот, учебная программа по рисованию [5], ставящая целью формирование художественной и духовной культуры учащихся на основе чувственного восприятия окружающего мира, никак не связана с изучением естественных дисциплин, таких, как природоведение, физика, астрономия, хотя они тоже изучают окружающий мир [6].

Попыткой связать логическую и эмоциональную стороны астрономии стала авторская программа для младших школьников "Астрономия в картинках" [7], где был произведен опыт синтеза двух предметов - астрономии и рисования. К этому подтолкнул собственный опыт, когда при объяснении астрономических явлений автор использовала рисунок и предлагала его воспроизвести детям. Кружковцами были дети младшего школьного возраста, и они с радостью занимались космической живописью.

Подтверждение своим опытам автор нашла в монографии Н.П.Сакулиной: "Искусство является тем гармонизирующим живительным началом, которое может освободить цивилизованный мир от непосильного бремени знаний и умений, открытий и изобретений. И поэтому искусство является важным элементом воспитания детей [8]".

Своеобразие мышления маленьких детей состоит в том, что они легко, на веру воспринимают все необычное. Знакомясь со сказками, а позже и с фантастикой, они принимают вымышленное за действительное, воображая себя персонажами любимых произведений. Рисование на космические темы дает им сказочную возможность почувствовать себя творцами мира. В своих рисунках дети легко и непринужденно покоряют далекие космические миры, создают космические поселения и межзвездные перелеты. Так с детских лет формируется их космическое мироощущение, которое, подкрепляясь школьными знаниями, становятся научным мировоззрением. Тысячи космических рисунков созданы кружковцами Детского Космоцентра - филиала Областного центра технического творчества учащихся в г. Иркутске. Тысячи маленьких шедевров, посвященных космосу, ждут совей оценки исследователями, психологами. В них воплощены детские мечты и проекты, сказочные замыслы и философские начала. На это давно обратил внимание искусствовед В.Кленов, анализировавший детские космические рисунки, присланные детьми на конкурс в журнал "Техника-молодежи" еще в 1980-ые года. От отмечал: "Мы привыкли видеть в хрупких, почти бесплотных фигурках детей лишь беззащитность, и не в состоянии поэтому заметить заключенной в них огромной духовной силы… Дети - это не только продолжатели рода. Это беспрерывно рождающаяся мечта человечества о своем Будущем… Дети - это новое грядущее Человечество [9]".

Научившись чувствовать себя "творцами Вселенной", кружковцы Детского Космоцентра не ограничиваются изображением Космоса на бумаге, а смело переходят к объемным изображениям: космические панорамы, макеты планет и астероидов, макеты космических городков и обсерваторий будущего, модели роботов и инопланетян и т.д. К таким детям трудно применить понятие "юный астроном". Используя полученные в кружке астрономические знания, они развивают в себе задатки и ученого, и скульптора, и архитектора, и художника, и дизайнера [10]. Не это ли прообраз того гармонического развития, к которому стремится современная педагогика, а он ускользает от нее?

Свои творения ребята осмелились представить на суд ученых Института солнечно-земной физики СО РАН в сентябре 2003 года. Выставка пользовалась корректным и доброжелательным вниманием сотрудников института. И дети, и руководитель Космоцентра получили в свой адрес не только множество лестных отзывов, но и ряд ценных советов. Особо был отмечен научный подход к изготовлению экспонатов. "Ряд экспонатов выполнен со стремлением к максимальной достоверности, в масштабе, с использованием фотографий моделируемых объектов и географических карт. К ним можно отнести макты метеоритного кратера Бэрринджер, марсианского вулкана Олимп, доисторической обсерватории Стоунхендж, схему падения Сихотэ-Алинского метеорита. Экспонаты… являются прекрасными учебными пособиями и восполняют нехватку дидактического материала в астрономическом образовании школьников" - отметил в своей рецензии д.ф.-м.н. А.Т.Алтынцев.

Более эмоционально высказалась по поводу выставки к.ф.-м.н. Л.В.Ермакова: "Очень правильно, что детей знакомят с устройством Вселенной в таком раннем возрасте и в такой неординарной творческой форме! Сооружая макет астероида или панораму спутнику Юпитера, они буквально своими руками "прикасаются" к Космосу, поэтому им легче осознать себя, как часть его. У детей воспитывается уважение к научным знаниям, а не к той астрологической чепухе, которой полно на страницах газет и экранах ТВ". В подтверждение этих слов лишь добавлю, что несколько наших бывших кружковцев уже пополнили ряды научных сотрудников ИСЗФ СО РАН.

Литература:

1. Голованов Я.К Человек и Вселенная. М.: Изобразительное искусство. 1984, С.20.

2. Фесенко А.В. Гуманитарная астрономия и гуманитаризация образования.- Земля и Вселенная. 1995, № 5, С. 63.

3. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4 классы). Природоведение. Окружающий мирю. М.: Просвещение, 1994.

4. Программы средней общеобразовательной школы. Физика. Астрономия. М.: Просвещение, 1992.

5. Изобразительное искусство 1-9 классы. Программа для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 1988.

6. Шерстова Е.С. Психолого-педагогические основы формирования космического мировоззрения через живопись у младших школьников. Современные проблемы естественнонаучного образования. Сборник трудов Х Российской научно-практической конференции преподавателей школ, инновационных учебных заведений и вузов. Иркутск, 26-28 марта 2003 г., Изд-во ИГПУ, с. 63.

7. Шерстова Е.С. Астрономия в картинках. Кружковые занятия по астрономии со школьникам младшего возраста. Основы космонавтики. Программы для образовательных учреждений всех типов. ВАКО "Союз", 1997, С.26-49.

8. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольком возрасте. М.: Просвещение, 1965, С. 21.

9. Кленов В. Властелины мира. Техника-молодежи. 1978, № 11, С. 24-26.

10. Шерстова Е.С. От космического рисунка - до космической модели. Опыт обучение детей как маленьких творцов Вселенной. - Современная астрономия и методика ее преподавания. Материалы III Всероссийской научно-практической конф. 27-29 марта 2002 РГПУ им. А.И.Герцена, С.-Пб, С. 190-193.

<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

Rambler's Top100 Яндекс цитирования