Астронет: Л. В. Жуков/РПГУ им. А.И. Герцена Современная астрономия и методика ее преподавания http://variable-stars.ru/db/msg/1197730/28.html |
<< Предыдущая |
АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АСТРОНОМИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ В КУРСЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Никитина И.П.
С-Петербург, РГПУ им. А.И.Герцена
Естествознание как наука и как образовательная система знаний составляет фундамент научного миропонимания, создает широкий спектр возможностей сформировать у учеников способность мыслить конкретно обоснованно, логично, системно, усиливается влияние на интеллектуальные и другие способности ребенка. Именно поэтому очень важно обучение естествознанию в начальной школе. Поскольку именно в начальной школе должно формироваться правильное представление об основных понятиях естественных наук, в частности, астрономии. Включение астрономического материала в курс естествознание начальной школы дает богатый материал для интеллектуального развития школьников.
Важная задача обучения заключается в том, чтобы найти дидактические пути формирования научных знаний, которые приводили бы учащихся к изменению стиля мышления, к пониманию естественных процессов природы в развитии. Использование аудиовизуальных технологий обучения дает возможность в более короткие сроки достигнуть желаемых результатов.
Аудиовизуальный метод представления учебного материала обладает рядом неоспоримых преимуществ перед традиционным обучением, среди которых можно указать обеспеченность наглядности обучения, когда средствами динамического показа можно представить быстротекущие процессы более медленно или смоделировать труднодоступные наблюдению явления природы, средствами мультипликации или с помощью компьютерной анимации схематизировать представления, способствующие формированию научных понятий.
Нами разработаны аудиовизуальные материалы по астрономии для изучения астрономических явлений в курсе природоведения начальной и средней школы, в курсе физики и астрономии. Основное внимание в видеомодулях уделяется формированию научных представлений о ряде ключевых сложных физических, астрономических и географических понятий. Для их усвоения требуется активный мысленный эксперимент, развитое пространственное мышление. Эти задачи являются наиболее важными и трудными для естественнонаучных курсов с астрономическим и физико-географическим содержанием в средней школе. Практика показывает, что существующие традиционные средства не позволяют решать их в полной мере. С другой стороны пропедевтику этих понятий необходимо начинать именно в начальной школе. Использование аудиовизуальных технологий в этом случае дает положительные результаты и помогает учащимся пополнять свои знания в средней школе, формировать свое мышление.
В проблемной лаборатории аудиовизуальных интерактивных технологий обучения разработана аудиовизуальная модульная технология обучения (МАТО), основным компонентом которой является видеомодуль. Система видеомодулей, реализующих единую дидактическую цель. Представляет технологическую цепочку, в которой оптимально решаются задачи системы уроков, но и учитываются особенности возрастного и психологического развития детей.
Нами разработано содержание технологической цепочки видеомодулей "Ориентирование", которое отрабатывалось на кружковых занятиях. Школьники знакомились с физико-географическими понятиями на занятиях в классах. На прогулках отрабатывались навыки работы с компасом, определение сторон горизонта по различным природным признакам. Например, в видеомодуле "Ориентирование по Солнцу", рассказывается, как изменяется длина тени с высотой Солнца над горизонтом. Стороны горизонта остаются постоянными в нашем случае, а метод определения меняется со временем. Наблюдателю необходимо соотнести себя и положение Солнца над горизонтом, чтобы определить стороны горизонта в разное время суток без помощи компаса.
Мыслительная деятельность состоит из целого ряда действий, направленных на мысленное совмещение трех проекций для определения своего местоположения в пространстве. Учащимся необходимо определить свое местоположение по природным признакам и соотнести его с положением Солнца, которое меняется в течение дня. Ребята знакомятся с основными понятиями, заново переосмысливают свой жизненный опыт при объяснении явлений природы с научной точки зрения. Такие занятия предоставляют возможность соотнести себя в трехмерном пространстве, что в свою очередь развивает пространственное мышление.
Приобщение к новым методам изложения при формировании познавательной направленности в условиях получения аудиовизуальной информации является фактором, активизирующим умственную деятельность учащихся, которые моделируют в своем сознании более общий стандарт знаний, чем тот, к которому они привыкли, работая с учителем.
В средней школе на уроках природоведения учащиеся 5 класса продолжают знакомство с небесными телами Солнечной системы. Для понимания содержания понятия ученики должны иметь базу чувственных опытов, и здесь аудиовизуальные технологии оказывают существенную помощь учителю. Видеомодуль "Планеты Солнечной системы" знакомит учащихся не только с физическими свойствами планет солнечной системы, но и наглядно показывает ее пространственную модель. На примерах в определенном масштабе, соизмеримом с размерами Солнца, представлены размеры планет и их расстояния до Солнца.
При конкретности мышления, которое свойственно учащимся 3-5 классов, такая яркая наглядность способствует более продуктивному усвоению понятий. Для закрепления видеоматериала в конце каждого модуля даются задания с экрана: на репродуктивное воспроизведение материала, на продуктивном уровне и творческие задания. Так в конце данного модуля учащимся предлагается сделать аналогичную модель планетной системы из любых доступных материалов, сохраняя при этом соответствие размеров планет в своем масштабе.
В качестве творческого задания ученикам предлагается описать свое путешествие на какую-либо из планет Солнечной системы. Опыт убеждает: учащиеся могут описать, что они испытывают во время полета, если им сначала показать примеры, включить их в игровую деятельность с экрана. Например, после просмотра видеомодуля "Легенды звездного неба" учащимся предлагается придумать свои рассказы о созвездиях. Все это не только активизирует учебно-познавательную деятельность, но и способствует установлению устойчивого интереса к процессу обучения.
Видеомодуль "Астрономические инструменты" знакомит пятиклассников с астрономическими инструментами, позволяет показать работу астрономической обсерватории с древности до наших времен.
Новые формы коммуникации с помощью технико-опосредованных каналов расширяют спектр образовательных функций и возможности педагогического общения. Целенаправленное включение в традиционный процесс электронных информационных средств позволяет расширять практико-ориентировочную основу учебно-познавательной деятельности ученика. По сравнению с традиционным вербальным обучением, при аудиовизуальном предъявлении материала расширяется диапазон задействованных психологических механизмов восприятия и переработки информации. Привлечение к построению учебных сообщений выразительных возможностей экранных искусств позволяет усилить воздействие на ценностные ориентации школьника.
Опыт работы в аудиовизуальной технологии показал, что она помогает в выборе методики конкретных уроков, решающих задач разного плана, в выборе способов активизации познавательной деятельности учащихся, в корректировке и перестройке жизненного опыта под влиянием научных знаний. Помогает в формировании научных представлений и понятий на межпредметном уровне, на основе преемственности их в обучении.
<< Предыдущая |