Астронет: Л. В. Жуков/РПГУ им. А.И. Герцена Современная астрономия и методика ее преподавания http://variable-stars.ru/db/msg/1197730/27.html |
<< Предыдущая |
МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ СОЗДАНИЮ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ УЧЕБНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ ПО АСТРОНОМИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ
Собенина Е.С.
РГПУ им. А.И.Герцена, С-Петербург
Результаты многих опросов и современных исследований показывают, что сеть Интернет стала важнейшей образовательной средой, востребованной в процессе обучения студентов, школьников, а также при подготовке преподавателей. При этом большой интерес для учителей астрономии представляют информационные ресурсы сети Интернет, которая используется как огромная библиотека данных, статей, иллюстраций и других материалов, необходимых в процессе подготовки к уроку. В настоящее время существует множество всевозможных Интернет - сайтов, посвященных астрономии, электронных библиотек, учебных астрономических серверов, обеспечивающих доступ к информации самого разного уровня. При данных обстоятельствах в процессе подготовки урока учителю необходимо умение грамотно и критически подойти к поиску и отбору нужных материалов для того, чтобы не "потеряться" в таком многообразии информации (кстати, не всегда корректной), предоставляемой сетью Интернет.
Для развития соответствующих умений и навыков у будущих учителей в группе студентов-бакалавров 3 курса факультета физики РГПУ им. А.И.Герцена был проведен курс практических факультативных занятий по астрономии, посвященных разработке мультимедийного проекта - учебной компьютерной презентации по астрономии - с использованием Интернет-ресурсов. Курс строится на интегративной межпредметной основе. С одной стороны, информационные технологии применяются для эффективного самостоятельного изучения астрономии, с другой стороны, предметное поле астрономии служит для использования информационных технологий в образовательных целях, приобретению конкретных информационно-коммуникационных умений и навыков, и, в конечном итоге - формированию информационной компетентности.
Среди задач, стоящих перед курсом:
- Обеспечение изучения и приобретения навыков использования Интернет-ресурсов как источника информации в процессе подготовки урока.
- Обеспечение изучения возможностей программы-приложения Power Point, входящей в состав Microsoft Office, и приобретения практических навыков создания учебной компьютерной презентации по астрономии с помощью этой программы.
- Приобретение опыта самостоятельного изучения избранной темы по астрономии.
- Развитие умений и навыков планирования структуры урока астрономии по конкретной теме и организации материала в виде мультимедийной презентации.
- Обеспечение развития навыков представления проекта перед аудиторией, проведения дискуссии, оценивания представленных работ с методической точки зрения.
Работа студентов над проектом проходила в несколько этапов:
- Изучение образца готовой учебной компьютерной презентации, уяснение целей и задач работы над проектом.
- Выбор темы индивидуального мультимедийного проекта по астрономии.
- Составление плана работы над созданием презентации.
- Определение цели создания конкретной учебной презентации, выбор вариантов ее использования при проведении урока астрономии, учет возраста учащихся, на которых ориентирована данная презентация.
- Изучение информации по теме, предоставляемой сетью Интернет и другими источниками.
- Планирование содержания и структуры презентации.
- Подбор материалов (текстов, иллюстраций, видео- и аудио- материалов) для проекта с использованием Интернет-ресурсов.
- Создание презентации в режиме слайдов с помощью программы MS Power Point.
- Настройка презентации: анимации, переход слайдов. Окончательное оформление презентации.
- Предварительный просмотр презентации преподавателем.
- Подготовка к выступлению на защите.
- Проведение защиты проекта перед аудиторией, обсуждение выполненной работы в группе, оценка презентации студентами по ряду критериев (полнота раскрытия темы, дизайн, восприятие материала, особенности и находки, оригинальность, соответствие возрастной категории, объем работы).
На первом занятии в результате опроса выяснилось, что студенты в группе обладают разным уровнем подготовки в области информационных технологий и различными интересами. В связи с этим мы условно выделили две группы студентов, исходя из изначально имеющихся знаний, умений и навыков, которые в свою очередь определили различную мотивацию при выполнении проекта, различный подход к их обучению и различные конечные результаты:
- Группа студентов, впервые знакомящихся с программой Power Point и имеющих общий низкий уровень подготовки в области компьютерных технологий.
- Группа студентов, владеющих исходными навыками работы с программой Power Point и имеющих высокий общий уровень подготовки в области компьютерных технологий.
В задачу этих студентов входило не просто применение информационных технологий, а их целевое освоение, приобретение практических навыков использования компьютерных технологий. Они подходили к работе осознанно, проявили достаточно сильную мотивацию. Наблюдение за их работой на занятиях показало, что эти студенты проявили большую активность, заинтересованность при создании презентации, что, по их словам, было обусловлено отсутствием доступа к компьютеру и сети Интернет дома и соответствующим желанием использовать занятия как возможность приобрести навыки в области компьютерных технологий. Кроме того, не последнюю роль сыграло стремление студентов создать презентации "не хуже, чем у других", поэтому эти студенты активно обменивались опытом работы, информацией, идеями. В итоге получились очень интересные и содержательные работы, зачастую не уступавшие презентациям более опытных в общении с компьютером студентов, которые составили вторую условную группу.
Мотивация студентов этой группы была обусловлена тем, что, уже имея некоторые навыки работы с программой Power Point и с Интернет-ресурсами, они были поставлены перед новой для них учебной задачей: использовать навыки для создания конкретного продукта - единого мультимедийного проекта по астрономии. В работе с этой группой студентов главный акцент делался на совершенствование имеющихся навыков, на приобретение навыков грамотного поиска и подбора информации в сети Интернет с учетом целей, специфики и обучающей направленности создаваемого проекта.
Все студенты проявили большой энтузиазм в процессе работы над темой по астрономии, которая им интересна, которую они выбирали и обдумывали сами. В результате проведенного анкетирования, а также в ходе защиты, выяснилось, что все учащиеся открыли для себя много нового как в области астрономии, так и в области применения информационных технологий. Создание учебной астрономической презентации способствовало активизации познавательной деятельности студентов по отношению к изучению астрономии. Хочется отметить, что, так как студентам было предоставлено право самостоятельного выбора и формулировки темы презентации, по характеру этого выбора можно судить об областях, представляющих для них наибольший интерес. Наиболее интересны для этой группы учащихся стали вопросы и проблемы, связанные с объектами Солнечной системы. При этом материал отбирался, структурировался и оформлялся "под разным углом зрения", с разной степенью обобщения. Ряд интересных работ были посвящены отдельным объектам (кометы, астероиды, планеты "Марс", "Юпитер"). Других авторов заинтересовали частные вопросы, например, не сама планета Сатурн, а ее загадочные кольца. При этом, несмотря на довольно узкую тему, получилась очень содержательная и целостная работа.
Участие в данной работе позволило студентам научится осуществлять направленный и осознанный поиск и отбор информации в сети Интернет с целью подготовки урока астрономии, а также способствовало развитию умений и навыков планирования самой структуры урока. Работа над собственным проектом и ознакомление с проектами других студентов позволили учащимся оценить факторы, влияющие на восприятие материала, содержащегося в слайде, а также роль отбора наиболее важной информации, правильность которого обеспечивает полноту раскрытия темы и целостность восприятия всей работы. Кроме того, как показали наблюдения, студенты восприняли этот проект как общее дело - создание методического комплекса для учителей, благодаря чему была создана очень дружеская атмосфера обмена опытом и взаимной поддержки, в том числе и во время дискуссий в ходе защиты проектов, что способствовало социальной адаптации учащихся и приобретению опыта выступления перед аудиторией.
<< Предыдущая |