Astronet Астронет: Л. В. Жуков/РПГУ им. А.И. Герцена Современная астрономия и методика ее преподавания
http://variable-stars.ru/db/msg/1197730/22.html
Современная астрономия и методика ее преподавания
<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОМ МЕТОДЕ ПОЗНАНИЯ В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА "ГАЛЛАБ"

Ховричева М.Л., Ховричев М.Ю.

ГАО РАН, deimos@gao.spb.ru

Основными методами исследования в естественных науках являются теория и эксперимент, причем в процессе научного познания эксперимент первичен.

Реальный научный эксперимент является, как известно, "вопросом, поставленным перед природой", и отвечает на него сама природа. Обобщение опытных данных представляет собой эмпирическое знание - фундамент естественных наук [1].

Многие исследователи не подвергают сомнению тот факт, что для полноценного преподавания физики и астрономии в школе необходимо уделять большее внимание эксперименту, как методу познания [2].

Для решения этой задачи в настоящее время существует система школьного физического эксперимента, включающая демонстрационные опыты, фронтальные лабораторные работы, опыты и наблюдения. Их эквивалентом в курсе астрономии можно считать наблюдения и практические работы [3].

Но, несмотря на такое обилие обязательных для проведения экспериментов, практика показывает, что умения учащихся в самостоятельном проведении опытов недостаточно высоки. Одна из причин заключается в том, что учащиеся не знакомятся систематично с сущностью экспериментального метода.

Решить эту проблему можно, соответствующим образом пересмотрев содержание и методику проведения школьного эксперимента [2].

В настоящей работе обсуждаются возможности использования этого подхода в обучении средствами интернет-технологий.

За основу взята следующая последовательность этапов познания [2]:

  1. Выявление проблемы. Постановка задачи исследования.
  2. Выдвижение гипотезы.
  3. Получение экспериментально проверяемых следствий.
  4. Экспериментальная проверка следствий.
  5. Вывод об истинности гипотезы.

Данный подход планируется реализовать в рамках образовательного проекта ГАЛЛАБ.

На сайте Нижегородского планетария (www.planet.nn.ru) размещена "пилотная" версия проекта ГАЛЛАБ (ГАЛактическая ЛАБоратория).

Одной из целей этого проекта является формирование у обучаемых представления об экспериментальном методе познания в астрономии.

Доступная в настоящее время версия ГАЛЛАБа содержит лабораторную работу "Звездный портрет Галактики", которая позволяет осуществить экспериментальную проверку теоремы Зеелигера [4] на основе данных современного звездного каталога (TYCHO-2).

Выполнение лабораторной работы предваряется краткой исторической справкой, информацией о каталоге и описанием интерфейса.

Результаты действий пользователя отображаются в виде таблиц и графика.

Кроме этого, предусмотрена обратная связь пользователя с разработчиком посредством отчета о выполнении работы. Отчет включает в себя полученные пользователем результаты, которые содержатся в создаваемых "на лету" ASCII- и *.png- файлах и, отправляемом по e-mail (через web-форму), текстовом сообщении.

Планируется модернизация проекта с учетом разного уровня подготовки пользователей и расширения тематики лабораторных работ.

Литература:

1. Шодиев Д. Мысленный эксперимент в преподавании физики: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1987. - 95с.

2. В.А.Извозчиков, Л.Кюнбергер, Г.Лехнер. Вопросы методологии ознакомления учащихся с экспериментальным методом познания в физике. Школьный физический эксперимент //Сборник научных трудов, - Курск, 1986.

3. В.А. Коровин, М.Ю. Демидова. О программах по физике и астрономии и их учебно-методическом обеспечении, рекомендованных Министерством образования РФ на 2002/03 уч.г. //Физика, приложение к газете 1 сентября, №9, 2002.

4. Куликовский П.Г. Звездная астрономия. - М.: Наука, 1978. - 256с.

<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

Rambler's Top100 Яндекс цитирования