Астронет: Л. В. Жуков/РПГУ им. А.И. Герцена Современная астрономия и методика ее преподавания http://variable-stars.ru/db/msg/1197730/13.html |
<< Предыдущая |
ПРОГРАММА "АСТРОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ"
В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ШКОЛЬНИКОВ
Муртазов А.К.
Рязанский государственный
педагогический университет им. С.А. Есенина
Е-mail: akm@ttc.ryazan.ru
Кризис естественнонаучного образования в России в конце XX в. для астрономии наметился еще в конце 70-х гг. и выразился первоначально в резком падении обычно весьма высоких конкурсов на астрономические специальности в университетах. К концу века этот кризис распространился и на систему школьного образования: в резко уменьшился объем преподавания ряда предметов естественнонаучного цикла, снизилось качество учебников и т.д.
Астрономия же в начале третьего тысячелетия вообще исключена из обязательной программы базового образования.
Целый ряд причин обусловил переход астрономии в сферу дополнительного образования: это и сравнительно небольшое количество профессиональных астрономов вообще в мире, невозможность полноценного преподавания астрономии в школе без наличия инструментальной базы, малое число учителей астрономии с профессиональной подготовкой и т.д.
Вместе с тем, современная тенденция к интеграции учреждений школьного образования с научными учреждениями и вузами для астрономии не нова. Подавляющее большинство современных профессиональных астрономов еще школьниками начинали свои шаги в науке о Вселенной при обсерваториях и астрономических учреждениях, в кружках при дворцах пионеров.
Главная цель учебного курса астрономии – формирование у детей современной целостной естественнонаучной картины мира на базе системы первоначальных и основных астрономических знаний - перешло к научно-образовательным системам, основанным чаще всего именно в астрономии, на интеграции учреждений дополнительного образования с вузами, научными организациями.
Задачами преподавания астрономии в системе интегрированного дополнительного образования является, наряду с этой главной целью, расширение и закрепление знаний учащихся в астрономии; привитие им навыков серьезной работы в науке, изучающей процессы в окружающем нас мире, законы происхождения и развития Вселенной, места человеческой цивилизации в ней; развитие творческих способностей детей; подготовка их к продолжению образования и сознательному выбору профессии.
Астрономическая работа с детьми проводилась в Рязани с конца 50-х гг. XX в. на базе Станции наблюдений искусственных спутников Земли и астрономической обсерватории Рязанского государственного педагогического института. Школьники не просто знакомились с астрономией, но и получали навыки и умения визуальных наблюдений различных астрономических объектов, принимали участие в наблюдениях ИСЗ по различным научным программам. Здесь уже с 1963 г. проводились астрономические олимпиады для школьников города и области. Организационно как система дополнительное образование в астрономии сформировалось в Рязани к 1989 г. при организации научного общества учащихся во Дворце творчества детей и юношества, а с 1996 г. – в областном центре технического творчества учащихся. Естественно, базой этой работы всегда являлась астрономическая обсерватория Рязанского государственного педагогического университета им. С.А. Есенина. Таким образом, сложилась программа "Астрономическое образование", основанная на интеграции образовательного и научного учреждений.
Содержание дополнительного образования в области астрономии структурировано нами согласно общедидактической концепции образования как элемента социального опыта человечества (Рис. 1): от приобретения теоретических и практических астрономических знаний до самостоятельных исследований и умения оценивать свою деятельность.
Названные стадии предопределяют специфику содержания дополнительного образования. Если на первом уровне немногое дается многим, то уже на третьем – многое немногим. Такая логика образовательного процесса позволяет моделировать разноуровневые программы, доступные детям различного возраста, уровня развития, базовых знаний по физике и математике.
Рис. 1. Содержание дополнительного образования в астрономии
Основными направлениями нашей работы являются: углубленное изучение курса астрономии, общей и практической астрофизики. Основное ударение делается на привлечении учащихся к работе в серьезных научных астрономических программах с использованием современных методов обработки наблюдений, применением компьютерной техники для работы и общения в мировой компьютерной сети.
Возраст детей, участвующих в реализации программы "Астрономическое образование", находится в пределах, в основном, между учащимися 7-х и 11-х классов.
Исследовательский метод в технологии интегрированного дополнительного образования астрономии реализуется как способ творческой деятельности детей по решению новых для них задач. Представляя ту или иную проблему для самостоятельного исследования, мы стремимся к тому, чтобы наши учащиеся максимально проявили черты творческой деятельности, необходимые для ее решения: постановка проблемы исследования, выдвижение гипотез и предложений, выявление связей наблюдаемого явления с другими (изучение астрономических явлений посредством астронаблюдений и обработки их результатов или теоретических исследований), формулирование решения, его проверка, практические выводы о применении полученных в результате этого процесса познания результатов.
Формы подведения итогов реализации представляемой программы предполагаются различными. Сюда входят миниолимпиады и миниконференции, на которых проводится конкурс на решение задач по астрономии и физике космоса, докладываются результаты самостоятельных исследований детей, обсуждаются работы, выдвигаемые на конкурсы различного уровня. Важным этапом реализации программы является ежегодное проведение летней астрономической школы на базе центра детского туризма. С точки зрения астрономии эта школа является одновременно как итоговым этапом, так и этапом постановки новых научно-исследовательских работ школьников. Помимо этого, летняя школа представляет собой ключевой момент в досуговой программе работы с детьми, в которую включены вопросы поддержания их здоровья при занятиях спортом, интереса к истории, культуре России при занятиях краеведением и археологией.
Наиболее показательными с точки зрения качества реализации программы "Астрономическое образование" являются результаты участие детей в конкурсах и олимпиадах по астрономии и космической физике Международного и Всероссийского уровней: в десяти Российских олимпиадах по астрономии и физике космоса наши воспитанники 5 раз завоевывали на них 1 места, 10 – вторые, 10 третьи.
Многолетняя деятельность автора в рамках данной образовательной технологии, и ее результаты показывают, что использование описанных здесь современных принципов обучения в системе интегрированного дополнительного астрономического образования позволяет реализовать один из главных принципов современной образовательной реформы – принцип гуманизации, о чем свидетельствует самостоятельный выбор учащимися области научного исследования и успешной работы в ней.
Литература:
- Левитан Е.П. Как спасти школьную астрономию //Земля и Вселенная. – 2000. N 4. - С. 74-80.
- Лернер И.Я., Краевский В.В. Теоретические основы процесса обучения в советской школе. – М.: 1989. N 3. - С. 87–92.
- Муртазов А.К., Шарапков А.Н., Воробьев Ю.Н. Некоторые аспекты астрономического образования //Земля и Вселенная. – 1999, N 1. - С. 56-59.
- Чепурных Е.Е. Воспитание в системе образования на пороге XXI века //Инновации в Российском образовании. – М.: МГУП, 2000. С. 27-38.
- Муртазов А.К., Воробьев Ю.Н. Астрономия в системе дополнительного образования детей. Методическое пособие. – Рязань, 2002. - 51 с.
- Муртазов А.К. Методические основы преподавания астрономии в системе дополнительного образования школьников //Мат-лы Международной конференции Евро-Азиатского астрономического общества. – М.: МГУ, 2002. – С. 50.
- Муртазов А.К. Преподавание астрономии в интегрированной образовательной среде //Мат-лы Всероссийской конференции "Новые технологии в преподавании астрономии". – Н. Новгород, 2003. - С. 62
<< Предыдущая |