Astronet Астронет: Л. В. Жуков/РПГУ им. А.И. Герцена Современная астрономия и методика ее преподавания
http://variable-stars.ru/db/msg/1197730/09.html
Современная астрономия и методика ее преподавания
<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

СУДЬБА АСТРОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В НИЖЕГОРОДСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Пономарев С.М.

Нижегородский государственный педагогический университет

Традиции астрономического образования в Нижнем Новгороде были заложены еще в XIX в. Нижегородским кружком любителей физики и астрономии (НКЛФА, год основания – 1888), в раках которого осуществлялась разработка учебных программ по астрономии, был подготовлен курс "Космография" (автор С.В. Щербаков), издавался Астрономический календарь, велась активная популяризация астрономических знаний.

В 1918 был образован Нижегородский педагогический институт и Нижегородский государственный университет. Преподавание астрономии в университете осуществлялось на Механическом (позднее на Механико-математическом) факультете, в педагогическом институте - на физико-математическом факультете. Благодаря активной деятельности членов НКЛФА и его высокому авторитету, сохранялся и авторитет астрономии в регионе. Об этом свидетельствует тот факт, что в 1927 г. была построена астрономическая обсерватория на здании педагогического института. Деньги на строительство были выделены Наркомпросом. Продолжалось издание Астрономического календаря, признанное тем же Наркомпросом "важным и необходимым". В 1928 г. по инициативе Б.В. Кукаркина - руководителя Коллектива наблюдателей НКЛФА начал издаваться (сразу на двух языках - русском и немецком) бюллетень "Переменные звезды". В этом же году в Нижнем Новгороде состоялся II Съезд любителей мироведения, на котором обсуждались и проблемы астрономического образования.

В начале 60-х годов по инициативе учебно-методической секции Всесоюзного астрономо-геодезического общества (ВАГО) было проведено обследование средних школ РСФСР на предмет состояния преподавания в них астрономии. Анализируя причины неудовлетворительной постановки преподавания астрономии в большинстве средних школ, III съезд ВАГО отметил, что основной причиной является слабая астрономическая подготовка самих учителей астрономии. На основе решений съезда был разработан и направлен в Министерство высшего и среднего образования СССР и Министерство просвещения РСФСР ряд предложений по расширению и улучшению подготовки педагогических кадров по астрономии. В июле 1962 г. министерствами были разработаны и утверждены учебные планы по специальностям "физика и астрономия" и "математика и астрономия", в которых на изучение астрономии отводилось 450 часов учебного времени. Было решено ввести специальность "физика и астрономия" в 29 педагогических вузах страны. Однако в 1963г. в большинстве педвузов (кроме пяти) был введен 4-х летний срок обучения, поэтому новая специальность была введена только в 5 институтах, одним из которых стал Горьковский государственный педагогический институт им. М. Горького. В нем подготовка по данной специальности началась в 1965 г., для чего была создана кафедра астрономии, первым заведующим которой стал заслуженный деятель науки РСФСР, доктор физико-математических наук, профессор В.В. Радзиевский.

В начале 90-х годов, в связи с изменениями, произошедшими в структуре высшего образования, специальность "физика и астрономия" была упразднена и в 1996 г. состоялся последний выпуск по данной специальности. Однако астрономия сохранилась в рамках дополнительной специализации, хотя и в значительно сокращенном виде. Кафедре пришлось искать для себя новые направления деятельности. В качестве таковой была выбрана новая специальность – "Естествознание". С 1996 г. изменилось и название кафедры. В нем отразилась как новая специализация, так и одно из направлений научной деятельности кафедры. В настоящее время она называется "Кафедра астрономии и истории естествознания".

С введением новых образовательных стандартов высшего образования специальность "Естествознание" была упразднена. Не попала в стандарты педагогического образования и "Астрономия". Она сохранилась лишь в виде годичного курса в объеме 120 часов для специальности "Физика". Для того чтобы увеличить объем часов на астрономическую подготовку студентов кафедре удалось использовать т.н. региональный компонент. В рамках этого компонента читается пропедевтический курс "Введение в астрономию". Кроме того, читается несколько курсов по выбору астрономического содержания.

Другое направление, выбранное кафедрой – повышение эффективности обучения астрономии с использованием новых информационных технологий (НИТО). Для чего на кафедре был открыт компьютерный класс с выходом в Интернет. Использование возможностей НИТО в преподавании астрономии стало одном из новых направлений деятельности преподавательского состава кафедры. В рамках этой тематики ведется подготовка аспирантов.

Все это позволяет надеяться на то, что астрономическое образование выпускников физической специальности НГПУ останется на достаточно высоком уровне.

<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

Rambler's Top100 Яндекс цитирования