Астронет: Л. В. Жуков/РПГУ им. А.И. Герцена Современная астрономия и методика ее преподавания http://variable-stars.ru/db/msg/1197730/05.html |
<< Предыдущая |
ИНТЕГРИРУЮЩАЯ И
МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ РОЛЬ АСТРОНОМИИ В КУРСЕ
"КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ"
Дубнищева Т.Я., Рожковский А.Д.
Новосибирская государственная академия экономики и управления
Введение дисциплины "Концепции современного естествознания" (КСЕ) в Образовательный стандарт вузовского образования для гуманитарных и социально-экономических специальностей отражает шаг в решении проблем, возникших к началу двадцать первого века. В то время, когда человечество стремится получать все большую выгоду от результатов научных исследований, явно недооценивается роль "глобальных" проблем, и вопрос об устройстве и развитии Вселенной сопряжен с вопросом о месте каждого из нас в этом мире. Курс КСЕ дает, как и все другие дисциплины, объем новых знаний, понятий, законов и представлений о мире, существенно дополняющий информационный массив традиционных курсов физики, химии, биологии, геологии, астрономии. Но, наверное, главное, что он формирует целостную естественнонаучную картину мира, демонстрирует возможности рационального естественнонаучного метода, существенно дополняющего художественное восприятие действительности.
Целостное описание с единых позиций широкого спектра объектов мира природы позволяет оценить появляющиеся отдельные сообщения, и тем самым стать основой образования.
Астрономия и космология, как наиболее романтические из всех естественнонаучных дисциплин, способны возбуждать интерес к познанию мира и своего места в нем. На протяжении всего курса обращение к астрономическим объектам демонстрирует методику интеграции знаний, получаемых в различных науках, относящихся к естествознанию. Студенты узнают, как удалось измерить расстояния в космосе, как были оценены возрасты, веса и температуры небесных тел, как были восстановлены процессы внутри них и как воссозданы грандиозная картина эволюции Вселенной. Они начинают понимать, что познание природы состоит в построении адекватных научных моделей, когда в рамках принятой гипотезы сознательно отбираются наиболее значимые особенности объекта, опуская то, что считается несущественным. Но любая теория остается гипотезой до тех пор, пока не найдены факты, которые можно считать проявлением ее предсказаний. Мотивированное восприятие этих концепций может быть реализовано в ходе решения задач.
Использование сведений о Вселенной, эволюционных представлений и сведений из истории научных идей позволяет компактно представить необходимый для усвоения материал, сделать его многомерным и современным. Ведь молодое поколение "усваивает истину сразу", формирует свое мировоззрение. Опыт преподавания КСЕ показывает, что использование этих материалов, позволяет стимулировать интерес к изучению естественных и точных наук практически каждому студенту.
В разработанный нами комплекс методического обеспечения курса КСЕ включены, помимо основного учебника [1] , визуальная поддержка курса с использованием видеофрагментов и электронных мультимедийных учебников [2], [3], экскурсии. Опыт почти десяти лет работы с курсом КСЕ показал, что не только написание рефератов, но и решение задач и проведение лабораторных работ способствуют лучшему усвоению курса. Разработанный лабораторный компьютерный практикум [4] и семинарские занятия обеспечивают мотивацию учебной деятельности студентов, включают творческие формы работы студентов. И на ежегодные студенческие конференции представляются лучшие студенческие работы, показывающие интерес к устройству, освоению и эволюции Вселенной, к осознанию своего места и места Человека в мире.
Итак, наука - живой, развивающийся организм, а непрерывное расширение пространственных и временных границ познанной части Вселенной дает человеку уверенность в собственной значимости, столь необходимую сегодня. Обилие плохо или неверно воспринимаемой информации часто приводит к сотворению мифов, и вера в нечто непостижимое для разума овладевает широкими слоями общества. Эта ниша легко заполняется разными антинаучными идеями, порожденными кризисом современного общества и кризисом системы образования. Возросшее количество информации, в том числе и невостребованной, требует перехода в новое качество. Само научное знание тоже развивается по законам открытых систем. Противоречие между объемом добытой информации и возможностью ее использования усиливает значение упорядоченности информационного пространства, как и в любой нелинейной системе. И рациональное мышление, развиваемое курсом КСЕ, позволит в потоке информации сохранять здравые суждения, опираясь на полученные знания.
Литература:
1. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. – 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд. Центр "Академия", 2003. – 608с.2. Гомулина Н.Н. Открытая астрономия 2.0. – ООО ФИЗИКОН, 2001.
3. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. – ТМЦ ДО, 2001.
4. Рожковский А.Д. Лабораторный компьютерный практикум "Концепции современного естествознания" - РИО НГАЭиУ, Новосибирск, 2002. – 38с.
<< Предыдущая |