Астронет: И.Т. Зоткин 1 февраля 2004 г. умер Виталий Александрович Бронштэн http://variable-stars.ru/db/msg/1196711 |
26.02.2004 13:49 | И.Т. Зоткин
Скончался старейший из отечественных специалистов в области метеорной астрономии, оригинальный ученый и популяризатор исследований Солнечной системы Виталий Александрович Бронштэн (9.Х.1918 - 1.II.2004).
Виталий Александрович родился в Москве в семье журналиста и актрисы. Уже в 14 лет он увлекся астрономией и начал активно работать в МОЛА (Московское общество любителей астрономии), преобразованное вскоре в МоВАГО (Московское отделение Всесоюзного астрономо-геодезического общества). В это время в Обществе активно функционировал среди любителей астрономии "Колнаб" (Коллектив наблюдателей), в котором, несмотря на общественный статус, очень продуктивно работали такие в будущем известные ученые, как Б.А. Воронцов-Вельяминов, П.П. Паренаго, В.В. Федынский, С.К. Всехсвятский, Б.Ю. Левин, Э.Р. Мустель и др. Публиковавшиеся в "Бюллетене Колнаба" оригинальные и очень разнообразные статьи, посвященные наблюдениям планет, Солнца, метеоров, затмений, геофизических явлений, интересны и современному читателю. По стилю работы "Колнаб" чем-то напоминал КСЭ.
В 1937 г. В.А. Бронштэн поступил на Мехмат МГУ, на астрономическое отделение. Во время Великой отечественной войны он работал в Государственном Союзном геофизическом тресте в Башкирии и на обсерватории им. В.П. Энгельгардта под Казанью. После войны он, закончив экстерном в 1947 г. Университет, преподавал астрономию в московских педагогических институтах, одновременно, с 1948 г. читал лекции в Московском планетарии. Там же до 1964 г. занимал должность научного консультанта.
В 1964-1983 гг. В.А. Бронштэн состоял бессменным ученым секретарем ВАГО. Этим обстоятельством в немалой степени объясняется активная и продуктивная деятельность Общества в указанный период. В этот период оно представляло собою высоко авторитетную научную организацию.
В.А. Бронштэна по праву можно считать выдающимся организатором любительской астрономии в СССР. Им написано около десяти научно-популярных книг, инструкций по наблюдениям, множество журнальных статей. Следует отметить, что Виталий Александрович был необычайно способным редактором. Первые публикации многих ныне действующих видных отечественных астрономов несут следы его редактирования. Он был редактором и составителем огромного числа статей, сборников, монографий.
Не будет преувеличением сказать, что основной печатный орган Астрономического общества "Бюллетень ВАГО" своим долгим существованием (37 выпусков) во многом обязан энергии и трудолюбию ответственного секретаря В.А. Бронштэна. В 1966 г. Академия наук СССР сочла целесообразным преобразовать "Бюллетень ВАГО" в журнал "Астрономический вестник", публикующий результаты исследований Солнечной системы. Деятельным членом его редколлегии В.А. Бронштэн оставался до самых последних лет. Одновременно он входил в состав редколлегии "Земли и Вселенной".
Научные интересы В.А. Бронштэна были очень разнообразны, хотя практически никогда не выходили за пределы нашей планетной системы. Начиная с 1938 г. он изучал серебристые облака. Показал, что ядрами конденсации для намерзания кристаллов льда служат метеорные частицы. В 1970 и 1973 гг. у нас и за рубежом вышла его книга "Серебристые облака". В 1956 г. на Шемахинской обсерватории он провел интересные наблюдения таяния полярной шапки Марса. В 1959 г. построил схему структуры лучей солнечной короны по фотоснимкам, полученным в 1936 г.
Однако наиболее ценные и интересные работы В.А. Бронштэна относятся к метеорной астрономии. Количество публикаций по этой тематике достигает 150, даже по неполным подсчетам. Причем, в этой области он проявил себя и как наблюдатель, и как теоретик. В качестве серьезного успеха можно указать на проведенные наблюдения метеорных дождей Драконид 1946 г. и Леонид 1966 г. Начиная с 1963 г. он много работал над теорией метеорного процесса. Рассматривал задачи свечения, торможения и потери массы метеорным телом при движении в атмосфере. Эти работы включают в себя сложные расчеты кинетики, ионизации в ударной волне, порождаемой крупным метеорным телом, а также коэффициентов сопротивления и теплопередачи для различных интервалов, скоростей, масс и плотности. Следует упоминуть его гипотезу о радиоизлучении электрофонных болидов. Результатом этих исследований явились книги: "Проблемы движения крупных метеоритных тел" (1963 г.), "Физика метеорных явлений" (1981 г.). Эти монографии, написанные по материалам диссертации, дважды переводились за рубежом. Показательным фактом международного признания явилось присвоение астероиду N 7002 имени "Бронштэн". Заслуженный научный авторитет Бронштена подтверждается также тем, что он долгие годы был непременным членом Комиссии по кометам и метеорами Астросовета, а также Комитета по метеоритам АН СССР.
В.А. Бронштэн внес свой вклад и в исследования Тунгусского метеорита. Им делались оценки массы, расчеты траектории, рассматривалось аномальное свечение неба, как результат вторичного рассеяния солнечного света, природа конечной вспышки этого тела. При общем объяснении Тунгусского феномена В.А. Бронштен твердо стоял на позициях "официального научного большинства": Тунгусская катастрофа вызвана взрывоподобным разрушением ледяного кометного ядра, вторгнувшегося в земную атмосферу. Всегда он с азартом и прямолинейной серьезностью возражал всем инакомыслящим оппонентам.
Чрезвычайно высокую оценку заслужила его книга "Тунгусский метеорит. История исследования" (2000 г.). Содержащийся в ней систематизированный материал близок к исчерпывающему. Такие монографии живут десятилетиями и по существу являются единственным объективным результатом жизни ученого. Последнее публичное выступление было сделано в июне 2003 г. на конференции, посвященной 95-летию проблемы Тунгусского метеорита.
В конце своей жизни В.А. Бронштэн все чаще и чаще интересовался историей науки. Результатом явились содержательные книги: "Клавдий Птолемей" и посвященные известным исследователям "Эрнст Юлиус Эпик", "М.А. Вильев" и пока еще не вышедшая книга "К.П. Станюкович".
В памяти коллег Виталия Александровича сохранятся его редкостная трудоспособность, пунктуальная педантичность, феноменальная память, отзывчивость и обязательность.