Астронет: А.Ф. Пугач/Вселенная и Мы Козырев работал на время. Теперь время работает на Козырева http://variable-stars.ru/db/msg/1187681 |
1.03.1993 17:56 | А.Ф. Пугач/Вселенная и Мы
Что мы знаем о времени? Только ли то, что ему подвластны любые изменения и разрушения? Что оно неумолимо равномерно течет от одного горизонта бытия к другому, составляя в своем движении секунды, столетия, вечность? Что имена одних оно топит в пучине безвестности, других _ долго несет на пенных гребнях славы? Что время _ это топка, где многоликое будущее, сгорая в настоящем, реализуется в закостеневшее прошлое?
У каждого из нас свое понимание того, что мы называем временем. Так же, как отражение в зеркале зависит от того, кто стоит перед ним, так и понимание времени зависит от сознания каждой личности. Козырев считал, что однозначного определения времени нет, что проявляется оно в многочисленных образах, в том числе и в образе горнила, которое рождает энергию и материю.
Странно было в начале 60-х годов, когда Николай Александрович приезжал в Киев и выступал в Главной астрономической обсерватории, слышать о том, что время наполняет энергией солнце и звезды, и, таким образом, весь космос, вся Вселенная благодаря неиссякаемому потоку времени обеспечены энергией навечно. Непривычными казались слова о том, что энтропия действительно существует, но второй закон термодинамики в космическом масштабе несправедлив. Ибо рождение звезды в процессе звездообразования _ наиболее очевидный пример явления с отрицательной энтропией. Что же заставляет хаос мертвой материи самоорганизовываться в четкую структуру, называемую звездой? Структурно оформленное время, _ отвечал Николай Александрович.
Приписывая времени свойство влиять на наблюдаемую Вселенную в целом, он вместе с тем считал время исключительно четким индикатором, реагирующим на малозаметные процессы, происходящие рядом с нами.
Так, он утверждал, что в объеме пространства, где идет процесс с большим энтропийным градиентом (плавление, кристаллизация, испарение, взрыв), время протекает с разными скоростями. "Если бы здесь, _ разводя руки в стороны, он как бы раздвигал зримые границы помещения, где мы его слушали, _ сжать огромных размеров сильную пружину, то очень чуткий хронометр смог бы зафиксировать изменение плотности времени". Слова его очаровывали нас, не становясь от этого, к сожалению, более понятными. Но это обстоятельство не смущало лектора. Подвижник духа, он смело нес свои идеи, не смущаясь равнодушием, азартом, а порой и насмешливым отношением аудитории, то есть той реакцией, которая неизбежна в случае по-настоящему интересного доклада.
Вспоминается осень 1974 года. Съезд исследователей переменных звезд в Крымской астрофизической обсерватории. В один из дней актовый зал переполнен. Сюда пришли не только "переменщики", но многие сотрудники обсерватории, даже жители поселка Научный. В тот день на отпечатанной программе докладов и выступлений, которая вывешивалась на доске объявлений, появилась приписка от руки, что после обеда Н._А._Козырев расскажет о своих наблюдениях истинных положений звезд при помощи крутильных весов.
Козырев Николай Александрович (02.09.1908 _ 27.02.1983) Вехи биографии Обучение в Ленинградском университете 1924-1928 Аспирантура (совместно с В.А.Амбарцумяном) 1928-1931 Работа ученым специалистом 1-го разряда 1931 Экспедиция с целью исследования зодиакального света 1935 Изучение в г.Красноярске солнечного затмения 1936 Арест 7 ноября (!)1936 Приговор к 10-летнему сроку заключения 25 мая 1937 Вторичный приговор на дополнительные 5 лет тюрьмы и 5 лет ссылки 10 января 1942 Замена Верховным Судом РСФСР предыдушего приговора расстрелом 1942 Предсказание Л.Н.Гумилевым (сыном поэта Николая Гумилева) после гадания по руке будущей отмены расстрела 1943(?) Неожиданное досрочное освобождение из лагеря 14 декабря 1946 Защита докторской (!) диссертации 10 мая 1947 Обнаружение молекул азота (N2) в атмосфере Венеры 1954 Вывод об отсутствии магнитного поля у Луны 1956 Полная реабилитация в правах 21 февраля 1958 Открытие вулканизма Луны 1956 Публикация книги "Причинная и несимметричная механика в линейном приближении" 1958 Награждение именной золотой медалью Международной академии астронавтики сентябрь 1969
Николай Александрович поведал притихшему залу о том, как маятник его весов, подвешенных к знаменитой крымской "пятидесятке", отклонился на столько-то градусов, когда он навел телескоп на объект CYG X-1, в то время кандидат номер 1 в "черные дыры". Самое интересное, по словам докладчика, заключалось в том, что маятник среагировал тогда, когда ось телескопа смотрела не на звезду, а была смещена на несколько угловых секунд в сторону, именно в ту точку, где звезда находится сейчас. Из-за конечной скорости распространения света мы всегда видим звезду в прошлом, _ говорил ученый, _ пока свет от источника дойдет до нас, звезда из-за собственного движения успевает сместиться в сторону, и только приборы, регистрирующие изменения плотности времени, могут указывать на истинное, а не просто видимое положение источников. В доказательство своей правоты он привел расчеты, где величина и направление собственного движения звезды через известное расстояние до CYG X-1 связывались с величиной зарегистрированного углового смещения.
Неожиданно, без повторений и выводов закончив выступление, докладчик замолчал. Председательствующий на том заседании ленинградский профессор В.Г.Горбацкий спросил: "Вопросы есть?". Конечно же, никаких вопросов не было. И можно было бы подумать, что все всем ясно, если бы не растерянная ухмылка на лицах некоторах ортодоксов, не осмелившихся задать ядовитые вопросы.
Молчали и мы с коллегами. Только за ужином, оказавшись за одним столом с Николаем Александровичем, мы спросили, как ему удалось выполнить наблюдения при плохом состоянии неба. "Волны плотности свободно проницают все. Поэтому облака им не преграда. А телескоп я наводил по координатам и отсчетным лимбам", _ приблизительно таков был ответ. В самом деле, мог ли астроном-наблюдатель, пусть даже виртуоз в своем деле, преодолеть погодные преграды? Здравый смысл, казалось, был против этого. Только спустя много лет пришла возможность убедиться, что проявлению эффекта Козырева не может помешать плохая погода.
Так случилось, что после Николая Александровича не осталось активных его последователей. Создавалось обманчивое впечатление, что с уходом автора ушли в небытие и его идеи. Но забвение _ это судьба плохих, лживых и вредных идей. Светлые идеи не умирают, они ждут своего часа. И когда их время приходит, они материализуются в движущую силу общества, приобретают свойство всесильности; они, как заблаговременно посаженное семя, дают плодоносные всходы.
Первые ростки козыревских идей пробились на серьезной академической почве. В "Докладах АН СССР" группой сотрудников института математики СО РАН (г. Новосибирск) были опубликованы две статьи (ДАН СССР, 1990, Т.314, N2, с. 352_354; Т.315, N2, с. 368-370), посвященные непосредственной экспериментальной проверке эффекта Козырева.
Этот эффект состоял в том, что обычная радиотехническая деталь _ резистор, включенный в одно из плеч сбалансированного мостика Уитсона, вдруг становился чувствительным к сигналу неизвестной природы, если его помещали в фокус телескопа, нацеленного на звезду. Самое удивительное, однако, состояло в том, что сигнал часто появлялся тогда, когда ось телескопа была направлена не на объект (звезду), а проходила рядом с нею в стороне. Именно это обстоятельство Козырев использовал для доказательства того, что "поток плотности времени" распространяется если не мгновенно, то, во всяком случае, со скоростью, намного превышающей скорость света.
В работах новосибирских исследователей был не только верифицирован "эффект Козырева", но и расширена сфера его проявления. Во-первых, оказалось, что аппаратура регистрирует два Солнца, оптическое и истинное (в смысле Козырева). Причем, сигнал от последнего приходит раньше оптического на 8.3 минуты! Это опережение в точности равняется времени распространения кванта от Солнца к Земле, что согласуется с представлением Козырева о возможности движения волн "плотности времени" с бесконечно большими скоростями. Обнаружение этого эффекта заставляет более серьезно подойти к оценке значимости эффекта Козырева и требует проведения активных и широкомасштабных наблюдений.
Во-вторых, оказалось, что детектором нового неизвестного сигнала могут быть не только физические, но и биологические объекты. Так, колония микроорганизмов Escherichia Coli, расположенная в фокальной плоскости телескопа, под воздействием сигнала от истинного, т.е. невидимого Солнца проявляла свойство "суперактивности": росло число жизнеспособных клеток и степень адаптации к некомфортным условиям.
Заинтригованные результатами новосибирских коллег, мы провели две серии наблюдений по методике Козырева с металлокерамическим резистором. На 50-дюймовом рефлекторе Крымской астрофизической обсерватории (на котором в свое время проводил исследования Николай Александрович) при неподвижном телескопе проводилось многочасовое сканирование неба с целью подтверждения эффекта как такового и выявления активных объектов (наблюдатель Медведев В.Г.) Оказалось, что в поясе склонения около +27ш находится много источников излучения, время жизни которых более одних суток. Регистрограммы одной и той же полоски неба, наблюденной в две соседние даты, показывают тесную корреляцию. Но видимые на небе звезды, похоже, не имеют к ним отношения, поскольку во многих случаях сигнал приходит от областей небесной сферы, где нет звезд ярче 13.5 звездной величины, или же яркие звезды не вызывают никакого отклика прибора.
Вторая серия наблюдений выполнялась в Киеве в Главной астрономической обсерватории АН Украины (наблюдатель Ковальчук Г.У.). Использовалась та же самая приемно-регистрирующая аппаратура, но она была установлена на 70-см рефлекторе АЗТ-2. Здесь основное внимание уделялось многократному сканированию избранных объектов. Удалось установить, что такие хорошо известные в астрономии объекты, как шаровое скопление М92, рентгеновский источник CYG X-1 и Вега дают повторяющиеся результаты, тогда как от многих других звезд и скоплений (Альфа Лебедя, Альфа Орла, М13 и др.) за несколько ночей наблюдений сигнал зарегистрирован не был. Интересные записи получены при изучении Веги. Восемь последовательных сканов в ночь 11-12 августа 1991 г. показали устойчивый двумодальный сигнал. Причем, источник сигнала не совпадал по положению со звездой на величину порядка 10 минут дуги*. (более подробно о работах киевской группы читатель может узнать из препринта Акимов А.Е., Ковальчук Г.У. и др. "Предварительные результаты астрономических наблюдений неба по методике Н.А.Козырева", Препринт ГАО-92-5Р. Киев, 1992. 16с. - Ред.)
Получен практически первый подтверждающий идеи Козырева материал. Еще рано делать какие-либо серьезные выводы, но одно ясно: замечательная интуиция нашего великого соотечественника приносит плоды. Еше не известно, действительно ли новые свойства времени отражает зарегистрированный эффект, связан ли он вообще с проявлением свойств пространства-времени. Но несомненно, что эффект Козырева имеет отношение к новым видам взаимодействий в природе, не рассматриваемых пока современной физикой. И кто знает, может быть в этом эффекте скрыта возможность широкого контакта с высшим разумом, возможность быстрого и доступного перемещения в межзвездном пространстве, возможность предсказания будущего? " В этом мире будущее уже существует, - утверждал Николай Александрович, - и поэтому не удивительно, что его можно наблюдать сейчас". Как он видел это будущее, нам не известно. Но настоящей науке не избежать в будущем изучения многочисленных свойств времени. И первую тропинку в этом направлении протоптал Н.А.Козырев.
Николай Александрович жил в то кривое время, когда поступки и мысли людей оценивались
в соответствии с догмами и доктринами, далекими от добрых общечеловеческих начал.
Но и сегодня еще нельзя утверждать, что мы избавились от ошибок прошлого. В
наше время, и не в политической, а в научной среде родился постыдный термин
"козыревщина". Им, как ярлыком, ученые-ретрограды метят принципиально новые
идеи, не укладывающиеся в рамки современной научной парадигмы. Однако, придет
эпоха, в которой имя Н.А.Козырева будет чтиться так же, как имена других ученых-интуитивистов,
далеко обогнавших в описании мира своих современников. Многие из интуитивных
предсказаний ученого, казавшиеся поначалу нереальными и даже невозможными, впоследствии
блестяще подтвердились. Мало кто серьезно относился к выводам Козырева о том,
что спутники планет не мертвы, а живы энергией времени и поэтому должны проявлять
вулканическую и тектоническую активность. Американские межпланетные станции
обнаружили вулканическую активность спутника Юпитера Ио, а сам Козырев наблюдал
вулканическое извержение на Луне в кратере Альфонс.
Закончить статью уместно словами самого Николая Александровича:
- "Когда открываются новые и широкие пути исследований природы, тогда
самым главным результатом бывает не тот, который можно предвидеть, а то
неожиданное, что обязательно встретится на новых путях. Это неожиданное и
будет тем подлинным сокровищем космоса, которое обогатит человечество и
даст ему новые силы и возможности. Эти сокровища ждут исследователей."