Astronet Астронет: А. В. Смирнов Пособия по астрономии (В помощь учителю средней школы)
http://variable-stars.ru/db/msg/1180413/node85.html
Предыдущая  Вверх  Следующая 

Пособие для объяснения равенства высоты полюса и широты места по А.М. Смирнову.

Прибор состоит из большого круга, изображающего сечение земного шара по меридиану. На этом круге прямыми линиями краской намечены экватор и ось (рис. 72).

Круг прикрепляется неподвижно к фанере, размер которой должен быть несколько больше этого круга. На фанере проводятся в нескольких местах линии, параллельные оси мира, на концах этих прямых ставятся буквы "Р" (полюс).
Рис.72

В центре круга на оси прикрепляется выпиленная из тонкой фанеры фигура, напоминающая упрощенную печатную букву "Т" она изображает радиус и горизонт.

Высота этой фигуры должна быть чуть больше радиуса круга.

Полоску из фанеры, изображающую радиус, надо прикрепить на оси так, чтобы она могла двигаться на подобие часовой стрелки.

Другая, перпендикулярная к ней, полоска (горизонт) при этом движении должна оставаться касательной к окружности.

На занятиях этот "горизонт" устанавливают для полюса Земли, для места на экваторе и для мест, расположенных на меридиане между ними.

Каждый раз делается вывод о равенстве широты места и высоты полюса над горизонтом. Этот подвижной прибор, как показала практика автора, оказывается весьма полезным дополнением к обычному чертежу, делаемому для доказательства вышеуказанного равенства.

Прибор следует сделать достаточно больших размеров, чтобы его хорошо видели все учащиеся класса.

Для наглядности его следует раскрасить масляными или эмалевыми красками.



Предыдущая  Вверх  Следующая 

Rambler's Top100 Яндекс цитирования