Astronet Астронет: А. В. Смирнов Пособия по астрономии (В помощь учителю средней школы)
http://variable-stars.ru/db/msg/1180413/node52.html
Предыдущая  Вверх  Следующая 

Универсальный инструмент.

Рис.37

Серьезная, деловая постановка курса астрономии требует наличия хороших измерительных приборов. Наиболее пригодным для ряда серьезных количественных работ оказывается универсальный инструмент.

В зависимости от возможностей приобретения и наличия для этого достаточных средств, в школы поступают различные типы универсальных инструментов.

В школьной практике применялись универсальные инструменты работы Керна, дающие точность на обоих кругах до 1'. Главная шкала имеет градусные деления и подразделения на 20; 20 делений нониуса равны 19 таких подразделений.

Очень пригодными для школ следует считать хорошие металлические модели универсальных инструментов типа, изображенного на рис. 37. Такие модели вполне годятся для практических занятий. Устанавливаются модели на трех уравнительных винтах; имеют обычные два круга: горизонтальный и вертикальный с делениями на 360o с нониусом, дающим точность отсчета до 2'.

Зрительная труба снабжена перекрестными нитями. На трубе .имеется уровень. Школьные модели этих универсальных инструментов иногда имели зрительные трубы без оптических стекол. Многие преподаватели считали такие трубы лучшими, чем трубы с плохими линзами. Это мнение следует учесть при выборе школьного инструмента. К некоторым моделям полагались дополнительные части: призма.с полным внутренним отражением перед окуляром и темное стекло для наблюдения Солнца. Призма служит для наблюдения светил с небольшим зенитным расстоянием (рис. 37). Высказывалось желание, чтобы при изготовлении нашей промышленностью моделей универсального инструмента за образец была взята соответствующая модель Макса Коля и добавлены к ней два уровня на азимутальном круге и зажимные винты для уравнительных винтов.
Рис.38

Система нитей желательна не в виде простого креста из двух нитей, а более сложная, состоящая из трех горизонтальных нитей и трех более близко расположенных друг к другу вертикальных нитей (рис. 38). При наличии такой системы нитей можно некоторые работы поручать сразу троим учащимся. Например, для определения меридиана по звезде методом равных высот можно распределить горизонтальные нити так, что один будет вести наблюдения с верхней нитью, другой - со средней и т. д.

Подобным же образом могут быть использованы тремя наблюдателями три вертикальные линии, например, при определении положения Солнца между звездами.

Подробности этой работы можно найти у Н. Ф. Платонова - "Практические занятия по начальной астрономии".



Предыдущая  Вверх  Следующая 

Rambler's Top100 Яндекс цитирования