Astronet Астронет: А. В. Смирнов Пособия по астрономии (В помощь учителю средней школы)
http://variable-stars.ru/db/msg/1180413/node38.html
Предыдущая  Вверх  Следующая 

Указка звезд.

Рис.28
При ознакомлении учащихся с небом случается, что слова учителя, выясняющие место на небе какой-нибудь звезды, планеты, туманности или звездного скопления, бывают недостаточны: учащиеся плохо понимают. А если они и говорят, что поняли учителя, не бывает уверенности в том, что они правильно его поняли. В подобных случаях незаменимую помощь оказывает указка звезд (рис. 28 и 29). Этот легкий, удобный прибор позволяет быстро указать учащимся, без лишних слов, направление на интересный объект. Эта же указка всегда может быть использована и для контроля ориентировки учащихся в расположении небесных светил.

Устраивается указка следующим образом. К двум параллельным деревянным брускам, длиною около 1 м, привинчивают сверху на равных расстояниях (у концов и на середине) три планки, длиною около 35 см, расположенные строго параллельно друг другу и перпендикулярно к длинным ребрам брусков.

Прибор напоминает собой лестницу с тремя перекладинами. Короткие перекладины (планки) следует несколько врезать в бруски, чтобы прибор не был косым. Указка должна быть легкой и в то же время прочной: для прочности рамку можно скрепить по углам косыми перекладинами.
Рис.29

Проверку параллельности визирных планок следует сделать и сверху и сбоку. В том экземпляре, который устроил автор, эти планки обструганы так, что сверху образовался двугранный угол, вдоль ребра которого бывает удобно визировать. Со стороны наблюдателя планки не должны выступать за края рамки, иначе в темноте учащиеся будут натыкаться лицом на концы этих планок.

Бруски окрашиваются в темный цвет, визирные планки в белый.

Пользуются этим прибором следующим образом. Учитель, желая показать ученикам какую-нибудь звезду, берет эту указку и смотрит вдоль планки на звезду; тогда учащиеся, которые посмотрят на небо вдоль других планок, увидят ту же самую звезду (рис. 29). Параллельные линии будут сходиться в одной весьма удаленной точке неба.

Для той же цели можно воспользоваться прямоугольной доской или рамкой, переплетом книги, но гораздо удобнее иметь специальную звездную указку. С ее помощью также очень легко ознакомить учащихся с созвездиями. Учитель показывает одну звезду за другой из тех, которые образуют созвездия, затем просит учащихся показать ему тем же способом то же самое созвездие.

Ввиду несомненной полезности этого прибора его можно уверенно рекомендовать для школьной практики.



Предыдущая  Вверх  Следующая 

Rambler's Top100 Яндекс цитирования