Астронет: А. В. Смирнов Пособия по астрономии (В помощь учителю средней школы) http://variable-stars.ru/db/msg/1180413/node18.html |
Предыдущая  | Вверх  | Следующая  |
Астрономическая вышка.
Одна из первых астрономических вышек была устроена в 1907 году в Твери (ныне Калинин) преподавателем Н. Ф. Платоновым.5 Из чердачного помещения в здании школы через слуховое окно можно было попасть на крышу и тут по ступенькам лестницы подняться на вышку. Как на лестнице, так и на площадке были устроены металлические перила. Квадратная площадка, служившая для астрономических наблюдений, имела размеры около 3,5 X 3,5 кв. м. Этот размер, как свидетельствует Платонов, был вполне достаточным для 8 человек. Для установки теодолитов был возведен на капитальной стене кирпичный пьедестал и на нем две кирпичные колонны. Эти колонны проходили сквозь крышу и пол вышки. Над уровнем крыши кирпичная кладка каждой колонны несколько расширялась для того, чтобы подвести под расширение железный футляр, предохраняющий чердачное помещение от атмосферных осадков. Футляр опирается на край вырезанного в крыше отверстия для колонны. Как этот футляр, так и пол вышки не доходили вплотную до колонны, чтобы не передавать этим последним сотрясений, возникающих при перемещении наблюдателей. Теодолиты, установленные на этих колоннах, не убирались. Для их защиты были устроены из оцинкованного железа колпаки, запираемые на замок. Сбоку колонны были прикреплены деревянныеящики, внутри которых находились штепселя электрической проводки, служившей для освещения во время вечерних работ. На этой вышке учащиеся могли определить зенит на вертикальном круге, меридиан по звезде, широту места по кульминациям Полярной, установить звездные часы, картографировать созвездия, определить положение Солнца между звездами, определить долготу места по Луне, произвести установку часов по среднему времени. В зависимости от местных условий и устройства крыши придется астрономическую вышку делать весьма разнообразно. В ее планировании обязательно должен принимать участие архитектор, в ведении которого находится здание школы. Весьма желательно, если не будет площадки на земле, описанные для нее пособия использовать на вышке. Вместо скамейки с гномоном там можно будет просто установить гномон, и все метки сделать на полу вышки. Остальные пособия: бифиляр, стеклянная сфера, "ось мира" и "зенит - горизонт" могли бы также найти себе место на вышке при некотором уменьшении своих размеров. На чердаке около выхода на крышу весьма желательно устроить небольшую комнату, в которой наблюдатели в холодную ветряную погоду могли бы несколько обогреться; в этой же комнате пришедшая смена учащихся могла бы ожидать своей очереди итти на вышку. Для их вызова нетрудно провести электрический звонок с вышки или из астрономической будки. В этой комнате должна находиться самая простая мебель: табуреты, скамейки и стол. Над столом лампа. На стенах можно повесить астрономические иллюстрации и таблицы. Тут же хорошо иметь одну большую подвижную карту звездного неба, несколько малых подвижных карт и один небесный глобус, табель-календарь и астрономический календарь-ежегодник. Ожидающим можно дать порешать задачи, близкие по темам к тому, что они увидят, находясь на вышке. Здесь же можно хранить специальный фонарь для астрономических наблюдений (рис. 8), рекомендованный А. И. Барановым. 6
|
Предыдущая  | Вверх  | Следующая  |