Астронет: Л. В. Жуков/РПГУ им. А.И. Герцена Современная астрономия и методика ее преподавания http://variable-stars.ru/db/msg/1177124/63.html |
<< Предыдущая |
Методические основы формирования первоначальных астрономических знаний у детей дошкольного и младшего школьного возраста
Серветник Т.А.
Магнитогорский государственный
университет
E-mail: rumyancev_aleksa@mail.ru
Знания и умения в ходе учебного процесса должны восприниматься, вырабатываться самостоятельно, прицельно, от внутреннего побуждения к самосовершенствованию. Самосовершенствование органически присуще природе человека как и сознание, память. Практика показала, что этим лишь отчасти занимаются специалисты психолого-педагогического блока. В свете этого подхода формирование личности ребенка и основ его мировоззрения представляет собой самоопределение его в культуре действования, чувств, общения, поведения и мышления. Начальное астрономическое образование помогает детям создать мир культуры в себе, развивать идеи диалога культур. Это не дается человеку от рождения. Эта способность формировать представление о себе, о своей деятельности, прогнозировать и планировать совершенствуется с возрастом, образованием, ростом интеллектуального уровня. Поэтому астрономия не просто совокупность специфических знаний, умений и навыков, астрономия - часть индивидуальной культуры.
Использование астрономического материала в дошкольной подготовке детей и начальной школе улучшает процесс элементарного естественно-математического образования и способствует формированию умения ориентироваться в ценностях окружающего мира.
Астрономический материал может использоваться для реализации общих задач психолого-физиологического развития детей 5-9-летнего возраста. Его содержание должен составлять комплекс заданий развивающего характера, ориентированных на формирование системы общеучебных знаний, умений и навыков.
В дошкольном и начальном школьном обучении астрономические познания приобретаются привлечением отдельных, наиболее важных и пригодных для восприятия и понимания ребенка астрономических сведений, способствующих реализации целей и задач развития и воспитания ребенка.
Астрономический компонент содержания дошкольного и начального школьного образования должен с учетом принципа исторического подхода сочетать в себе:
1) Упрощенную и адаптированную к детскому
восприятию космологию, определяющую роль и
место человека в антропоморфной
одушевленной Вселенной.
2) Описание и объяснение повседневно (часто)
наблюдаемых природных явлений. Подавляющая
часть изучаемого материала генерализуется
вокруг объяснения повседневно наблюдаемых
явлений природы: смены дня и ночи, фаз Луны,
времен года и т.д., в основе которых лежат
космические явления вращения Земли вокруг
оси, обращения Луны вокруг Земли и
обращения Земли вокруг Солнца.
3) Первоначальные представления о
пространстве, единицах и способах
измерения и ориентации в пространстве,
географических картах и глобусе.
4) Первоначальные представления о времени,
единицах и способах его измерения и
календарях.
3) Некоторый минимум знаний о физической
природе космических объектов и их влиянии
на природные процессы и явления,
происходящие на Земле.
4) Первоначальные сведения по истории
познания окружающего мира, астрономии и
космонавтики как своеобразные "мифы о
героях" - ученых, космонавтах и их
свершениях.
Астрономия, космос психологически представляют для дошкольников и младших школьников (как для людей давнего прошлого) сочетание: 1) непривычности, непохожести, невероятности, многочисленных качественных и количественных отличий от повседневного окружения, и 2) реального, поскольку существует на самом деле, снижая элемент условности, осознаваемый детьми в волшебной сказке. Изучение космического материала дает объективно существующую опору фантазии детей. Инопланетяне, космические корабли и т.д. воспринимаются детьми как чудесно-реальная составляющая окружающего мира.
Одна из основных целей развивающейся начальной школы - формирование у детей средствами учебной деятельности начал теоретического сознания и мышления. Астрономический материал создает богатые возможности развития творческих способностей отходом от обыденности, ориентирует на поиск не только "известного для неизвестного", но и для "неизвестного для неизвестного".
Возникновение начальных форм категориального мышления у детей дошкольного возраста допускает возможность формирования у детей с 5-6-летнего возраста представлений о фундаментальных законах природы (перехода количественных изменений в качественные, отрицания отрицания, единства и взаимодействия противоположностей и т.д.), а также системы фундаментальных общенаучных и физических понятий на основе использования астрономического материала.
<< Предыдущая |