Astronet Астронет: Л. В. Жуков/РПГУ им. А.И. Герцена Современная астрономия и методика ее преподавания
http://variable-stars.ru/db/msg/1177124/63.html
Современная астрономия и методика ее преподавания
<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

Методические основы формирования первоначальных астрономических знаний у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Серветник Т.А.
Магнитогорский государственный университет
E-mail: rumyancev_aleksa@mail.ru

Знания и умения в ходе учебного процесса должны восприниматься, вырабатываться самостоятельно, прицельно, от внутреннего побуждения к самосовершенствованию. Самосовершенствование органически присуще природе человека как и сознание, память. Практика показала, что этим лишь отчасти занимаются специалисты психолого-педагогического блока. В свете этого подхода формирование личности ребенка и основ его мировоззрения представляет собой самоопределение его в культуре действования, чувств, общения, поведения и мышления. Начальное астрономическое образование помогает детям создать мир культуры в себе, развивать идеи диалога культур. Это не дается человеку от рождения. Эта способность формировать представление о себе, о своей деятельности, прогнозировать и планировать совершенствуется с возрастом, образованием, ростом интеллектуального уровня. Поэтому астрономия не просто совокупность специфических знаний, умений и навыков, астрономия - часть индивидуальной культуры.

Использование астрономического материала в дошкольной подготовке детей и начальной школе улучшает процесс элементарного естественно-математического образования и способствует формированию умения ориентироваться в ценностях окружающего мира.

Астрономический материал может использоваться для реализации общих задач психолого-физиологического развития детей 5-9-летнего возраста. Его содержание должен составлять комплекс заданий развивающего характера, ориентированных на формирование системы общеучебных знаний, умений и навыков.

В дошкольном и начальном школьном обучении астрономические познания приобретаются привлечением отдельных, наиболее важных и пригодных для восприятия и понимания ребенка астрономических сведений, способствующих реализации целей и задач развития и воспитания ребенка.

Астрономический компонент содержания дошкольного и начального школьного образования должен с учетом принципа исторического подхода сочетать в себе:

1) Упрощенную и адаптированную к детскому восприятию космологию, определяющую роль и место человека в антропоморфной одушевленной Вселенной.
2) Описание и объяснение повседневно (часто) наблюдаемых природных явлений. Подавляющая часть изучаемого материала генерализуется вокруг объяснения повседневно наблюдаемых явлений природы: смены дня и ночи, фаз Луны, времен года и т.д., в основе которых лежат космические явления вращения Земли вокруг оси, обращения Луны вокруг Земли и обращения Земли вокруг Солнца.
3) Первоначальные представления о пространстве, единицах и способах измерения и ориентации в пространстве, географических картах и глобусе.
4) Первоначальные представления о времени, единицах и способах его измерения и календарях.
3) Некоторый минимум знаний о физической природе космических объектов и их влиянии на природные процессы и явления, происходящие на Земле.
4) Первоначальные сведения по истории познания окружающего мира, астрономии и космонавтики как своеобразные "мифы о героях" - ученых, космонавтах и их свершениях.

Астрономия, космос психологически представляют для дошкольников и младших школьников (как для людей давнего прошлого) сочетание: 1) непривычности, непохожести, невероятности, многочисленных качественных и количественных отличий от повседневного окружения, и 2) реального, поскольку существует на самом деле, снижая элемент условности, осознаваемый детьми в волшебной сказке. Изучение космического материала дает объективно существующую опору фантазии детей. Инопланетяне, космические корабли и т.д. воспринимаются детьми как чудесно-реальная составляющая окружающего мира.

Одна из основных целей развивающейся начальной школы - формирование у детей средствами учебной деятельности начал теоретического сознания и мышления. Астрономический материал создает богатые возможности развития творческих способностей отходом от обыденности, ориентирует на поиск не только "известного для неизвестного", но и для "неизвестного для неизвестного".

Возникновение начальных форм категориального мышления у детей дошкольного возраста допускает возможность формирования у детей с 5-6-летнего возраста представлений о фундаментальных законах природы (перехода количественных изменений в качественные, отрицания отрицания, единства и взаимодействия противоположностей и т.д.), а также системы фундаментальных общенаучных и физических понятий на основе использования астрономического материала.

<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

Rambler's Top100 Яндекс цитирования