Astronet Астронет: Л. В. Жуков/РПГУ им. А.И. Герцена Современная астрономия и методика ее преподавания
http://variable-stars.ru/db/msg/1177124/51.html
Современная астрономия и методика ее преподавания
<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

Нестандартные формы и методы в обучения астрономии

Гончарова О.В.
Школа N16 г. Вологда, Е-mail: olga_maria@mail.ru

Сегодня космонавтика некоторым, даже педагогам, кажется неоправданной забавой, а астрономия - ненужной наукой в образовании. Это результат недостаточности знаний в данной области, отсутствие планетарного, космического мышления. Даже у наиболее интеллектуальной части молодёжи представления об окружающем мире скудны и поверхностны, научная картина мира и научное мировоззрение не сформированы. Основная, стандартная форма обучения астрономии (11 класс) - это уроки: 1час в неделю.

Формированию Вселенского сознания Человека, ответственного за судьбу планеты способствует система знаний о Вселенной, опирающаяся на знания по математике, физике, биологии и т.д. Мы отошли от стандарта и более 10 лет работаем над повышением астрономической, космической и компьютерной грамотности по авторской программе "Аэрокосмическое программирование".

Аэрокосмическое программирование - это получение знаний основ астрономии, космонавтики, информатики и программирование на базе этих знаний.

Основные задачи программы -
- это создание новой образовательной среды и привлечение школьников к аэрокосмическому образованию посредством компьютера;
- развитие индивидуальных способностей и самостоятельного мышления, инициативы и творчества, потребности в самообразовании;
- формирование культуры умственного труда на качественно новом уровне;
- выявление и развитие одаренных детей.

Программа условно разделена на три этапа обучения по возрастным группам: младшая, средняя, старшая.

Особенностью программы является возможность более быстрого завершения основного курса в соответствии со способностями учащихся и их индивидуальными особенностями. Дети, которые легко и быстро осваивают программу обучения, могут перейти в группу учащихся, достигших высокого уровня программирования и работающих по индивидуальному плану. Таким образом, создаётся разновозрастный коллектив, в котором содружество старших и младших обогащает тех и других, оказывает положительное воспитательное воздействие. Каждый может обратиться для консультации к любому члену коллектива, уровень знаний которого по данному вопросу выше. Громадные возможности для творчества и реализации интересов учащихся, нестандартные формы и методы обучения, наглядность результата, ощущение полезности работы (имею в виду разработку программного обеспечения для других) способствуют решению поставленных задач.

На I этапе обучения школьники приобретают пользовательские навыки работы на компьютере, знакомятся с информационной картиной мира, получают первоначальные знания о Вселенной.

С младшими занятия проводятся в игровой форме. Детям интересны и понятны такие игры, как:
"Человек, Земля, Вселенная";
"Попади на планету";
"Путешествие во Вселенную".
"Поиск закономерности";
"Астроконструктор" и др.

Пользуясь программой "Шарманщик" учащиеся выступают в роли юных композиторов, сочиняя музыку:
"Космические фантазии";
"Солнечный зайчик";
"Инопланетяне" и др.

Используя программу "Painter", дети рисуют с помощью компьютера Звёзды и созвездия, Солнечную систему, Звёздную ночь и т.п. В результате - конкурс рисунков по астрономии с последующей распечаткой на принтере и выставкой рисунков.

На II этапе учащиеся осваивают языки программирования. Продолжается изучение Вселенной, звездного неба, особенностей полётов в космос и т.д.

На III этапе учатся составлять сценарии обучающих и контролирующих программ, разрабатывают и защищают собственные программы по избранной теме. Разработка программного обеспечения, самостоятельная работа со справочниками, литературой по астрономии, космонавтике, астрофизике занимает большую часть времени последних лет обучения.

Программа построена с учётом возрастных особенностей и преемственности.

Формы и методы проведения занятий различны. Беседы сочетаются с играми, работа на компьютере с физическими упражнениями для снятия напряжения и упражнениями для глаз, просмотр видеозаписей и прослушивание музыки, практикумы и индивидуальные консультации, рисование летательных аппаратов на бумаге и на экране компьютера, игры, экскурсии и встречи, самостоятельная и групповая работа, проведение конкурсов, праздников, защита программ, проведение экскурсов для учащихся школы и мн. др.

Ежегодно в апреле месяце члены клуба, активисты и программисты являются организаторами недели космоса и информатики, в течение которой проводятся:
- конкурсы космических экипажей и кроссвордов;
- компьютерные уроки: "В мире ЭВМ и космонавтики", "Физика космоса", "Вселенная на экране", " Звёздное небо";
- видеоуроков: "ЦУП", "ЦПК", "Ю.А.Гагарин", "Законы Ньютона и космос", "Невесомость" и другое.

Участвуя в конкурсе космических кроссвордов, младшие придумывали кроссворды в рисунках на бумаге, старшие - на компьютере, распечатали на принтере и выпустили брошюру "Кроссворды".

Искусство оригами покорило младших школьников своей простотой и неповторимостью. "Бумажный планетарий" из фигурок животных даёт возможность изучать созвездия с детсадовского возраста.

Свобода творчества, фантазии и самовыражения способствуют развитию таланта, что в свою очередь даёт возможность восхищаться и познавать новое видение известного или неизвестного.

Звёзды и созвездия, космические корабли, стартующие к звёздам, восхищают нас своей красотой и вызывают ощущение единства с Миром. С педагогической точки зрения состояние человека, позволяющее соединить реальное и духовное, как раз и является образовательным.

Обращение к истокам человеческого мировосприятия позволяет проследить долгий и сложный путь познания Вселенной. Мифотворчество - одна из ступеней восхождения к высшим уровням познания окружающей действительности и космоса в целом. Мифы о созвездиях - это памятники древней культуры, отражающие отдельные этапы развития астрономической науки. Знакомство малышей с созвездиями на основе мифов, мультфильмов, разработанных и озвученных старшими учащимися, в сочетании с компьютерными тестами способствуют усвоению темы "Вселенная".

Увлекательна и полезна экспериментальная работа учащихся среднего и старшего возраста по созданию тестов, особенностью которых является их астрономическая, космическая направленность: "Мир вокруг нас", "Созвездия", "Летательные аппараты", "Наше солнце", "Юному космонавту" и др.

Заключительным этапом всей работы является создание программного обеспечения: это обучающие программы по астрономии, космонавтике, космической биологии и медицине для компьютеров IBM и Pentium. Учащимися созданы программы: "Спектры", "Физика Вселенной", "Галактики", "Изучение Вселенной", "Человек и космос", "Солнце вчера, сегодня, завтра", "Звёзды далёкие и близкие", "Двойные звёзды", "Межзвёздная среда", "Во власти тяготения", "Сказочная Вселенная" и мн.др. Разработка программного обеспечения учащимися способствует более глубокому изучению учащимся-программистом выбранной темы по астрономии и космонавтике, а конечный результат - применение готового программного продукта на занятиях с другими учащимися.

На основе опыта мы сделали выводы: программа "Аэрокосмическое программирование"
- даёт возможность выявить и реализовать способности ребёнка;
- развивает творческое мышление, упорство в достижении цели;
- вырабатывает потребность и умение самостоятельно добывать знания;
- способствует познанию окружающего Мира и Вселенной, расширению и углублению знаний.

Главным результатом работы, образовательного и воспитательного процесса являются положительные изменения в развитии личности, заинтересованность детей, их увлечённость. Призовые места в конкурсах и олимпиадах, - не самоцель и, тем не менее, мы рады, что с 1995 по 2002 г.г. наши ученики - лауреаты Российского конкурса "Космос".

Многие члены клуба в той или иной мере связали свою жизнь с авиацией, космонавтикой, программированием, наукой и техникой (в частности, обучаются в МАИ на аэрокосмическом факультете).

Кем бы ни стали наши выпускники (не обязательно космонавтами, астрономами или программистами), аэрокосмическое и компьютерное образование и воспитание в клубе поможет им стать личностью с самостоятельным творческим, и, надеемся, вселенским мышлением.

Выдержки из программ-тестов для детей младшего и среднего возраста

Фрагменты компьютерных обучающих программ учащихся "В недрах звезд"

<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

Rambler's Top100 Яндекс цитирования