Astronet Астронет: Л. В. Жуков/РПГУ им. А.И. Герцена Современная астрономия и методика ее преподавания
http://variable-stars.ru/db/msg/1177124/38.html
Современная астрономия и методика ее преподавания
<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

Проблемно-модульное обучение астрономии

Жилин В.И.
Омский государственный педагогический университет

Проблемы, с которыми встречается школьный учитель астрономии, хорошо известны. Они, в дополнение к общепедагогическим, обусловлены еще и отведенным на этот предмет минимальным количеством часов в учебном плане.

Автор в ходе собственной практики и педагогического исследования выявил несколько вариантов, позволяющих решить задачу, связанную с жестким временным ограничением. Одним из этих вариантов является проблемно-модульное обучение. При этом основными дидактическими модулями выступают учебные конференции, планируемые совместно с учениками. Подготовка к ним включает проведение консультаций и семинаров, как правило, методологической направленности. Внешне проявляющуюся функцию учителя можно обозначить как роль главного "незнайки" и последовательного приверженца астрономических взглядов прошлого.

В качестве примеров, иллюстрирующих подход автора, приведем основные конференции и некоторые семинары.

На первом уроке учитель, знакомя учащихся с новым для них предметом и его задачами, затрагивает и вопрос о строении мира, представляя в качестве истинной модель К.Птолемея. Как правило, все попытки учащихся 11-х классов опровергнуть эту точку зрения терпят фиаско. В этой связи принимается решение о проведении историко-методологического семинара на тему "Аргументированный гелиоцентризм". На обсуждение выносится небольшое число вопросов, которые первоначально готовятся учениками в виде сообщений и докладов:

1. Аристарх Самосский и причины забвения его гелиоцентрической системы мира.
2. Плюсы и минусы геоцентрической системы К. Птолемея.
3. Н. Коперник и его аргументы за гелиоцентризм.
4. Гелиоцентризм и первая революция в физике.
5. Философия модельных представлений и "правильная" точка зрения на строение Солнечной системы.

Следующий, запланированный совместно с учениками семинар на тему "Открытие третьего закона Кеплера", нацелен на формирование у учащихся методологических знаний и умений (более подробно см. [1]).

Учебная конференция на тему "За место под Солнцем" является первой из запланированных в рамках предметной структуры школьной астрономии.

На ней рассматриваются следующие вопросы:
1. Ранние космолого-космогонические модели Вселенной;
2. Кому и почему не нравилось, что мир держится на трех китах;
3. От качественных к количественным моделям Вселенной;
4. К.Птолемей - великий математик мироздания;
5. Церковь и наука, или за что пострадал Г.Галилей?
6. Наука в тисках власти, или за что же сгорел Дж. Бруно?

Следует обратить внимание на то, что темы докладов возможно трансформировать и видоизменять, усиливая или ослабляя те или иные логико-тематические блоки конференции, сообразуясь с возможностями конкретной школы.

Следующим модулем является межпредметная конференция на тему "Земное эхо солнечных бурь" (подробнее см. [2]).

На межпредметной конференции "Развивающийся мир" (более подробно см. [3]) рассматриваются следующие вопросы:

1. Начало или Большой взрыв;
2. Эволюция Вселенной по Лапласу;
3. Эволюция Вселенной по Больцману;
4. Фридмановская модель Вселенной;
5. Время. Куда оно течет?
6. Происхождение галактик, звезд и планетных систем;
7. Необходимость и случайность в эволюции вещества во Вселенной;
8. Химическая эволюция Солнечной системы;
9. Биологическая эволюция;
10. Математика движения;
11. Что же дальше, или как работают модели?

Межпредметная конференция "Проблема поиска жизни во Вселенной" является завершающей в курсе астрономии и носит обобщающий межпредметный характер. Многоаспектный характер проблемы поиска жизни во Вселенной требует и межпредметного подхода к своему решению. В этой связи происходит и деление конференции на секции: астрофизическую, физико-техническую, биологическую, психолингвистическую. Но данное деление носит условный характер и предполагает не раздельное заслушивание и обсуждение докладов, а совместное, что позволяет более рельефно представить принципиальную междисциплинарность проблемы и необходимость комплексного подхода в ее решении.

Примерная тематика докладов такова:

1. Научные основания проблемы существования и поиска внеземных цивилизаций;

2. Астрофизический аспект проблемы:

а) масштабы Вселенной и ее строение;
б) межзвездная среда;
в) радиоисследования галактик.

3. Физико-технический аспект проблемы:

а) стратегия поисков;
б) космические летательные аппараты;
в) релятивистские ограничения и пути их преодоления;
г) внеатмосферные телескопы.

4. Жизнь во Вселенной:

а) что же такое жизнь?
б) возникновение и развитие жизни на Земле;
в) поиски жизни в Солнечной системе;
г) антропный принцип;
д) принципы самоорганизации и проблема происхождения жизни во Вселенной.

5. Разумная жизнь во Вселенной:

а) проблема контакта "разумных" систем;
б) модели поведения (школа, улица, дискотека) и проблема понимания;
в) зачем мы нужны друг другу?

Темы перечисленных докладов не являются обязательными и вполне допустимо, чтобы ученики и/или их руководители, которыми могут выступать либо родители, либо учителя-предметники, предлагали собственную тему. Как правило, темы "самостоятельных" докладов вариативно отражают уфологические аспекты средств массовой информации. В этом случае задача "исполнительного директора симпозиума" (учителя астрономии) включить "авторский" доклад в общую логическую структуру конференции.

При подготовке межпредметных конференций и семинаров особое значение имеют консультации (более подробно см. [4]). На них, в том числе, могут рассматриваться такие "технические" вопросы, как определение географической широты, определение расстояний до тел Солнечной системы и размеров этих небесных тел, определение расстояний до звезд, определение пространственной скорости звезд и некоторые другие.

Следует обратить внимание и на тот факт, что учащиеся со своими докладами выступают не только на конференциях.

Мною апробирован и внедрен в школьную практику вариант проведения учебных занятий на основе докладов и сообщений учащихся в младших классах силами старшеклассников. Учащиеся класса делятся на несколько групп (как правило, 5 - 6), и каждая из них готовит сообщения и доклады по одной тематике, например, "Планеты-гиганты". Внутри группы эта тематика разбивается на несколько тем. После собеседования с учащимися с целью выявления их подготовленности по темам и предварительной договоренности с учителями начальной школы группы идут на уроки природоведения или естествознания в младшие классы.

Обучающий и воспитательный эффект таких "походов" заметно увеличивается: смена традиционной роли ученика (младшего) на роль учителя (старшего) вынуждает переосмыслить многие этические и психологические аспекты обучения, наивные и искренние вопросы младших товарищей заставляют задуматься над глубиной и прочностью собственных знаний, определить свой индивидуальный интеллектуальный "отрыв" за 8 - 10 школьных лет, появляется интерес к знанию и познанию.

Следующий урок астрономии посвящается обсуждению возникших в "походе" трудностей. При этом вопросы докладчиков к учителю становятся более обдуманными и заинтересованными. На этом же уроке на основе само- и взаимооценки учащихся, а также отзывов учителей начальной школы, выставляются отметки каждому ученику класса. Формальным подведением итогов, как правило, служит зачет.

Кроме того, такие разработки учащихся, как, например, "Открытие первого закона Кеплера", "Открытие второго закона Кеплера", "Аргументированный гелиоцентризм" и некоторые другие могут быть представлены в качестве экзаменационных на основе рефератов.

Литература:

1. Жилин В.И. Методологический семинар на тему "Открытие третьего закона Кеплера" // Физика в школе. -2000. -N7. -с.68 - 69.
2. Жилин В.И. Межпредметная конференция "Земное эхо солнечных бурь" // Физика в школе. -N6. - 1998. - с.54-55.
3. Жилин В.И. Межпредметная конференция "Развивающийся мир" // Физика в школе. -2000. -N6. -с.55 - 56.
4. Жилин В.И. Об индивидуальных консультациях при подготовке межпредметных конференций // Физика в школе. -1999. -N2. -с.55.

<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

Rambler's Top100 Яндекс цитирования