Астронет: Л. В. Жуков/РПГУ им. А.И. Герцена Современная астрономия и методика ее преподавания http://variable-stars.ru/db/msg/1177124/37.html |
<< Предыдущая |
Формирование понятий "Местное и среднее солнечное время" на уроках географии и астрономии
Беспалов В.Н.
МОУ "Подгоренская школа N1 среднего (полного)
общего образования, пос. Подгоренский
Воронежской области
Тема "Часовые пояса" изучается на уроках географии в 6 и в 8 классах в зависимости от выбранного учебника, и лишь в 11 классе на уроке астрономии учащиеся возвращаются к этой теме, повторяя и уточняя такие понятия как "местное", "поясное", "декретное" и "среднее солнечное время".
Обратимся к проблемам, которые появляются при изучении часовых поясов. Авторы учебников географии и астрономии дают взаимоисключающие определения местного времени, карту часовых поясов России печатают с различными примечаниями (исключениями), в учебной литературе приводятся разные номера часовых поясов России. Во многих печатных изданиях показаны фактически существующие часовые пояса зарубежных государств, а для нашей страны - теоретические. Приведем примеры. Франция расположена в нулевом часовом поясе, но там принято среднеевропейское время, поэтому ее относят к первому часовому поясу. В Аргентине введено время 21-го часового пояса, хотя географически она расположена в 20-м. Таких исключений довольно много. Но никто и никогда не заштриховывал на карте эти территории. И лишь на карте нашей страны до сих пор указывают, что в России стрелки часов переведены на 1 час вперед, а специальная штриховка напоминает: так отмечены территории, на которых принято время соседнего пояса. Для большинства государств номер часового пояса показывает разность во времени с Гринвичем (исключение: наша страна и те государства, где принятое время отличается не на целое число часов). Например, Ленинградскую область располагают во втором поясе, а о том, что принятое там время опережает Гринвичское не на 2, а на 3 часа, мы узнаем из примечания к карте. Все это не дает возможности решать задачи по определенному правилу. Может быть, следует отказаться от карты часовых поясов, где есть множество исключений, и показать фактически существующие часовые пояса России? Если разность времени с Гринвичем, когда там полночь, будет номером часового пояса в зимний период, то тогда даже пятиклассник легко рассчитает время, например, в Якутске и Пекине, которые на существующей карте помещены в один пояс (8-й). Сейчас этот вопрос относится к одному из трудных. Предположим, в Москве полдень, тогда поясное время составит 11 часов, прибавим разность номеров часовых поясов Пекина и Москвы (6) и тогда в Пекине будет 17, а в Якутске - 18 часов.
В 2001 году специальная комиссия начала работать над упрощением грамматических правил. Есть смысл упростить и правила расчета времени в часовых поясах России. Прибавим час или вычтем его, поясное деление останется. Независимо от того, какой меридиан является основным в данном часовом поясе, следует считать, что в пределах часового пояса время остается поясным. Как сложно понять и выучить: Москва расположена во втором часовом поясе, серединным меридианом которого является меридиан в 30 градусов, но здесь введено декретное время. А ведь это значит, что в Москве принято среднее солнечное время меридиана в 45 градусов, который является основным в третьем часовом поясе. И теперь никаких вычислений не надо проводить! На востоке Московской области полдень наступает в 12 часов 19 минут, а на западе - в 12.39 ("География", N39/2001), следовательно, большая часть (по долготе) Московской области находится в третьем часовом поясе. Об этом когда-то писал доктор технических наук, профессор В. Бойцов в журнале "Наука и жизнь": "Москву надо перенести в третий часовой пояс, что более соответствовало бы ее географическому положению". И тогда термин "декретное время" никакой роли играть не будет, вполне можно будет сказать, что в Москве введено поясное время третьего часового пояса. При таком подходе школьники будут учить на одно определение меньше.
Многим учащимся трудно перейти от одного понятия "местного времени" к другому - астрономическому "местному времени".
В учебниках географии и некоторых учебниках астрономии считается, что местное время - это время, связанное с географической долготой, и оно бывает одинаковым лишь в точках, расположенных на одном меридиане. Но в повседневной жизни мы считаем, что местное время - это время в данном часовом поясе. Обо всех событиях официальные документы, печать, радио и телевидение сообщают со ссылкой на местное время.
Очень жаль, что авторы учебников не всегда прислушиваются к советам известных астрономов. В 1980 году вышла из печати "Книга для чтения по астрономии" М.М. Дагаева. "Сама жизнь вносит коррективы в астрономическую терминологию, и с этим необходимо считаться, - читаем на стр. 46, - теперь местным временем называют время, действующее на данной территории, а астрономическое время Тl , связанное с географической долготой, именуют средним временем, а не местным".
Перед нами стоит вопрос, на который до сих пор нет ответа в методических изданиях: от какого определения отказаться, а какое - оставить? Редакция "Учительской газеты" в N34-35/2001 опубликовала материалы единого государственного экзамена. В тестах по географии приводится задача: "Определите, когда по московскому времени совершит посадку в Москве (2-й пояс) самолет, вылетевший из Екатеринбурга (4-й пояс) в 11.00 по местному времени и находившийся в полете 2 часа". (Ответ: 11 часов). В этой задаче термин "местное время" означает время, принятое на всей территории часового пояса.
Школьников необходимо учить рассчитывать время наступления среднего и истинного полудня. В учебнике географии для 6 класса читаем: "В переводе с латинского на русский язык слово "меридиан" означает "полуденная линия", ее направление совпадает с направлением тени от предметов в полдень". Но ведь полдень не в каждом населенном пункте приходится на 12 часов. И школьники должны знать и это, и отличие времени в своем и московском часовом поясе, а также и разность во времени с Гринвичским меридианом. Во многих районных и областных газетах печатают время восхода и захода солнца по координатам Москвы, а это значит, что даже корреспонденты газет не задумываются о том, что Солнце не может появиться на горизонте Москвы, Воронежа и Брянска в одно и то же время. Именно поэтому учебник географии следует дополнить материалом о том, что от дня весеннего равноденствия до осеннего на более высокой широте Солнце встает раньше и продолжительность дня больше.
Проблем много. В первую очередь необходимо осуществить преемственность в изучении одних и тех же вопросов, рассматриваемых в географии и астрономии, а для этого следует пересмотреть определения местного времени и поясного, а затем обратиться в комитет по времени при правительстве России с просьбой осуществить логическую завершенность карты часовых поясов. Только при таком подходе тема "Часовые пояса" станет понятной и интересной для многих школьников.
Литература:
1. Дагаев М.М. Книга для чтения по
астрономии, - М.: Просвещение, 1980
2. Раковская Э.М. География: природа России, -
М.: Просвещение, 2000
3. Левитан Е.П. Астрономия, - М.-: Просвещение,
2000
4. Беспалов В.Н. Таблица "Часовые пояса
России", "География" N39/2001, "Подвижная
таблица часовых поясов", "География"
N34/2001, "Основы измерения времени", "Физика"
N34/2000, М.: изд. "1 сентября"
<< Предыдущая |