Astronet Астронет: Л. В. Жуков/РПГУ им. А.И. Герцена Современная астрономия и методика ее преподавания
http://variable-stars.ru/db/msg/1177124/34.html
Современная астрономия и методика ее преподавания
<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

Практические занятия по астрономии - новая форма учебной работы в Ярославском планетарии

Мальшакова Н.К., Масленицын С.Ф.
Ярославский планетарий (malshakova_nk@mail.ru)
Ярославский государственный педагогический университет (msf@yspu.yar.ru)

Астрономические наблюдения, определяющие специфику предмета и методов астрономической науки, практически отсутствуют в средней школе. Это обстоятельство негативно сказывается на формировании у учащихся представлений о наблюдении как изначальном источнике знаний человека. Дидактический потенциал планетария способен снять остроту этого противоречия. В Ярославском планетарии проводится поиск эффективных сценариев для практических занятий по астрономии со школьниками, который является предметом внимания в докладе.

Опыт проведения практических занятий в планетарии для специалистов в области космонавтики [1] и студенческой аудитории [2] известен и, на наш взгляд, заслуживает внимания и более широкого внедрения. Традиционной и, пожалуй, до сих пор единственной формой проведения учебных занятий по астрономии со школьниками в планетарии является лекция. Обладая такими несомненными преимуществами перед уроком в школе, как высокий уровень эмоциональности учебной среды, новизна и нетрадиционность учебной обстановки, лекция в планетарии характеризуется относительно низкой активностью, пассивностью учебной аудитории [3]. Практическое занятие в планетарии активизирует учебный процесс и создает мотивационные условия для развития интереса к изучению предмета.

Реализация практических занятий по астрономии обладает широкой и гибкой вариативностью. Здесь мы приведем один из прошедших апробацию сценариев.

Лекции в Ярославском планетарии, проводившиеся по программе "Школа-планетарий", описанной в работе [4] и в тезисах настоящего сборника, периодически сопровождаются знакомством со звездным небом в различные времена года и фактически на протяжении всего лекционного цикла являются подготовкой к практическому занятию.

Перед проведением практического занятия учитель знакомится со сценарием и подготавливает учеников: рассказывает как будет организавано занятие и что требуется знать. Рациональным является разделение класса на 2 группы, каждая из которых вначале проводит подготовку у настенной подвижной карты звездного неба в одном из учебных помещений планетария под руководством учителя или лектора планетария, а затем переходит в звездный зал.

В звездном зале испытуемому ученику выдается лазерная указка, которой он показывает и называет объекты на искусственном звездном небе планетария. Перечень заданий и вопросов может быть следующим:

- назвать и показать основные видимые созвездия и входящие в них яркие звезды и интересные объекты;
- продемонстрировать способы нахождения показываемых созвездий;
- назвать и показать основные точки и линии небесной сферы;
- указать способы ориентирования на местности по звездам;
- определить фазу Луны, ее возраст, время суток и сезон года и т.п.

Остальные учащиеся группы наблюдают за процедурой испытания и участвуют в занятии исправлениями, комментариями и дополнениями к ответам отвечающего.

Несомненно, что наблюдения реального звездного неба не могут быть полностью заменены практическим занятием, подобным описанному, с использованием искусственного звездного неба планетария. Однако подобные практические занятия вызвали интерес у учащихся и способствовали формированию знаний звездного неба и умению ориентироваться. Это обстоятельство, несомненно, указывает на эффективность новой формы учебной работы, проводимой в Ярославском планетарии.

Литература:

1. Порцевский К.А. Московскому планетарию - 50 лет // Земля и Вселенная. 1979. №6. С.58-64.
2. Губин П.А. Школа и планетарий // Физика в школе. 1963. №3. С. 49-54.
3. Груздев М.В., Лавров М.Е. Психолого-педагогические аспекты деятельности Планетария как центра дополнительного естественнонаучного образования // Ярославский педагогический вестник. 1996. №3(6). С.72-75.
4. Мальшакова Н.К. Уроки астрономии. Ярославль, изд-во ЯГПУ. 2000.

<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

Rambler's Top100 Яндекс цитирования