Астронет: Л. В. Жуков/РПГУ им. А.И. Герцена Современная астрономия и методика ее преподавания http://variable-stars.ru/db/msg/1177124/27.html |
<< Предыдущая |
Об управлении самостоятельной работой студентов при изучении астрономии
Зеленев В.М.
Воронежский госпедуниверситет (E-mail: yarilo_2001@mail.ru)
Рассматривается общий подход к управлению самостоятельной работой студентов (СРС) с учетом требований системности в повышении качества обучения.
Астрономические дисциплины на физико-математических специальностях педвузов в последние годы были сильно сокращены по количеству аудиторных часов и даже предстоящее их увеличение (по госстандарту 2000 г.) не позволит без хорошей организации СРС освоить всё возрастающий поток информации по результатам исследовании в астрономии. Предполагается, что предшествующий методический опыт педвузов в организации СРС будет использован в системе управления такой важной формой обучения.
Изменения по организации учебного процесса в вузах предполагают достижение главной цели - повышения качества подготовки специалистов. Именно в рамках всей системы управления качеством обучения студентов следует рассматривать организацию самостоятельной работы студентов (СРС). Ее роль возрастает в силу разных причин: изменились формы и методы обучения; внедряются информационные технологии; теории деятельности, развивающие творчество, инициативу личности; сокращаются аудиторные занятия.
Отечественное высшее образование имеет опыт внедрения СРС в 90-х годах ХХ века, его надо учесть, использовать, но с другим подходом. Подготовка документации, методического обеспечения изучения учебных дисциплин - это часть общей работы по организации, проведению и контролю за самостоятельной работой студентов. Управление этим процессом должно осуществляться в соответствии с целевыми установками, изложенными в квалификационной характеристике будущего студента, соблюдения требований системного подхода и реализоваться оптимальными методами.
Как известно, современная научная
методология опирается на тесное
взаимодействие всеобщих законов:
универсального эволюционизма, системного
подхода, самоорганизации и историчности.
Тогда уместно говорить и о структуре
управления СРС, и о функциях ректората,
деканатов, кафедр, преподавательского
состава, учебного персонала самих
студентов при переходе к новой системе
обучения.
Создание системы самостоятельной работы
студентов требует согласованного действия
всех подразделений вуза и осуществления
ряда шагов в создании новых подходов к
обучению, когда главной становится
поисковая, исследовательская деятельность
студентов.
Необходимые шаги по управлению
самостоятельной работой студентов -
организации, проведения, контроля
исполнения, учета результатов.
а) со стороны Ученого Совета, ректората
вуза:
- изменения учебных планов, принятие
документов, учитывающих новые подходы к
обучению и документов, регулирующих СРС
исходя из системного подхода;
- создание материальной основы проведения
СРС: читальных залов, аудиторий, кабинетов,
компьютерных классов;
- финансовая поддержка в создании учебно-методических
комплексов изучения дисциплины, работы
преподавателей в этом направлении;
- выделить время преподавателям для
контроля СРС;
- создать орган по координации,
регулированию, контролю СРС (ранее это были
организационно-методические комиссии) из
числа администрации, преподавателей,
ведущих методистов;
- периодически заслушивать отчеты по
реализации планов СРС.
б) со стороны деканатов, советов
факультетов:
- общая координация СРС на факультете т.е.
организации, проведения и контроля по
каждой специальности;
- внесение в рабочие учебные планы, в
расписание часов СРС;
- управление работой кураторов курсов и
групп;
- регулирование сроков зачетных
контрольных мероприятий СРС через
составление ленточных графиков изучения
дисциплин (совместно с кафедрами);
- заслушивать отчеты кафедр, преподавателей
по реализации СРС;
в) кафедральные мероприятия:
- участие в создании ленточных графиков
изучения учебных дисциплин;
- создание календарных планов изучения
дисциплин с указанием заданий по СРС,
сроков и видов контроля за ее результатами;
- выделение кураторов студенческих курсов и
групп;
- контроль работы преподавателей по
внедрению СРС;
- подготовка учебно-методических
комплексов (методического фонда) по
обеспечению СРС;
- составление графиков консультаций
преподавателей;
г) Роль преподавателя в управлении СРС по
освоению учебных
программ.
Преподаватель - главная фигура в
организации проведения и контроля за СРС,
который непосредственно реализует,
осуществляет руководство самостоятельной
работой студентов по своей дисциплине как
индивидуально, так и в группе.
Во время учебных занятий: лекционных,
семинарских, лабораторно-практических;
можно вводить контрольные занятия по СРС,
формулировать требования по
промежуточному контролю или осуществлять
контроль остаточных знаний. Учебный
процесс перестраивается с учетом введения
СРС, например лекционные курсы могут стать
системой установочных и обзорных лекций.
Определим основные задачи преподавателя в
управлении СРС:
- оказывать помощь студентам в организации
самостоятельной работы;
- осуществлять дифференцированный подход к
организации СРС;
- стимулировать интерес студентов к
углубленному изучению дисциплины;
- определять объем заданий для СРС в
соответствии с программой;
- создать методическое обеспечение своей
дисциплины: учебно-методический комплекс (УМК),
ленточный график изучения дисциплины,
контрольные задания (тесты) и т. п. для
проведения и проверки СРС, используя для
этого возможности информационных
технологий;
- создать условия для работы студентов по
индивидуальному графику; промежуточной
отчетности по блокам курса для досрочной
сдачи экзаменов и зачетов;
- осуществлять контроль за СРС своей
дисциплины.
Примечание.
Учебно-методической комплекс по
дисциплине (УМК) должен содержать: типовую и
рабочую программы; ленточный график;
календарный план обучения; план
методического и технического обеспечения
учебного процесса, методические указания
по проведению занятий и СРС; темы
семинарских, лабораторно-практических
работ; систему контрольных заданий, включая
вопросы к зачету, экзамену, тестовые
задания; использования ТСО и
информационных технологий в обучении.
Следует предусмотреть в рабочем учебном плане на каждый семестр отведение времени преподавателю для консультаций, проверочных занятий со студентами, которые могут иметь следующие формы:
- групповые или индивидуальные занятия со
студентами по какой-либо причине
пропустившими семинар, практическое
занятие или консультации по пропущенным
занятиям, приём задолжностей;
- индивидуальные или групповые занятия со
студентами, сдающими изучаемый материал
блоками;
- консультации, приём зачётов и экзаменов у
студентов, сдающих их досрочно;
- отчет студентов по темам, вынесенным для
самостоятельного изучения (собеседование,
контрольная работа, тестирование (включая
компьютерное), коллоквиум);
- консультации по подготовке докладов к
семинарским занятиям; по выполнению
курсовых, выпускных квалификационных работ,
НИРс и УИРс.
Преподаватель имеет право периодически приглашать на встречу студентов, не выполняющих программы обучения, но недопустимо превращать занятия в рамках СРС в средство ужесточения контроля, давления на студентов. Желательно вызывать у студентов потребность в учёбе, используя известные педагогические и психологические приёмы.
Особенно следует подчеркнуть роль кураторов на 1 и 2 курсах по организации СРС, адаптации студентов к новым формам учебной работы.
Некоторые формы документации по учёту и контролю за СРС.
Формы организации, учета проведения и контроля за СРС могут быть разные. Учебно-методический совет (УМС) вуза, или организационно-методическая комиссия (ОМК) вуза, факультета могут предлагать свою документацию. Надо стремиться к возможной простоте и эффективности этих форм. Информационные технологии значительно облегчают организацию и проведение СРС.
Рассмотрим несколько примеров таких документов. На уровне преподаватель (кафедра) - студент:
а) Календарный план изучения дисциплины ________на_______курсе,______ семестр, специальности______
Календарная сетка (даты недели) | NN и темы лекций | Самостоятельная работа студентов по подготовке лекций | NN тем семинарских (практических работ) | Задания для самостоятельной работы | Внеудиторные формы работы, включая контроль |
Такой календарный план доводится до сведения студентов, например размещается на доске объявления кафедры или в специализированной аудитории лаборатории, кабинете.
б) Ленточный график изучения дисциплин на _____курсе,______семестре, специальности_________
Дисциплина вид занятий.
Формы контроля. |
|||||||||||||||||
Февраль | Март | Апрель | Май | ||||||||||||||
2-3 | 5-10 | 12-17 | 19-24 | 26-3 | 5-10 | 12-17 | 19-24 | 26-31 | 2-7 | 9-14 | 16-21 | 23-28 | 30-5 | 7-12 | 21-26 | 28-2 | |
КСЕ СРС (семинары) | D | D | Кр | D | К | D | D | О | |||||||||
Можно указать темы занатий по неделям |
Вид контроля: D - консультация, О - зачет, К - коллоквиум, Кр - контрольная работа, Э - экзамен.
Возможно составление сводного ленточного
графика по всем дисциплинам семестра (работа
деканата).
в) Можно издать практическую книжку
студента в которой можно фиксировать сдачу
соответствующих заданий по СРС.
г) Более развёрнутый учёт СРС можно
фиксировать в рабочей тетраде студента, что
позволяет ему знать свои результаты.
Форму учета СРС преподаватель может разработать сам и отражать результаты в своём журнале.
Современный подход к управлению СРС предполагает широкое использование возможностей ЭВМ: электронных пособий, контрольно-обучающих программ, тестирования и т.д.
Создание системы управления СРС может проходить поэтапно с учетом анализа предыдущего опыта или в экспериментальном плане на отдельных специальностях.
<< Предыдущая |