Astronet Астронет: Л. В. Жуков/РПГУ им. А.И. Герцена Современная астрономия и методика ее преподавания
http://variable-stars.ru/db/msg/1177124/27.html
Современная астрономия и методика ее преподавания
<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

Об управлении самостоятельной работой студентов при изучении астрономии

Зеленев В.М.
Воронежский госпедуниверситет (E-mail: yarilo_2001@mail.ru)

Рассматривается общий подход к управлению самостоятельной работой студентов (СРС) с учетом требований системности в повышении качества обучения.

Астрономические дисциплины на физико-математических специальностях педвузов в последние годы были сильно сокращены по количеству аудиторных часов и даже предстоящее их увеличение (по госстандарту 2000 г.) не позволит без хорошей организации СРС освоить всё возрастающий поток информации по результатам исследовании в астрономии. Предполагается, что предшествующий методический опыт педвузов в организации СРС будет использован в системе управления такой важной формой обучения.

Изменения по организации учебного процесса в вузах предполагают достижение главной цели - повышения качества подготовки специалистов. Именно в рамках всей системы управления качеством обучения студентов следует рассматривать организацию самостоятельной работы студентов (СРС). Ее роль возрастает в силу разных причин: изменились формы и методы обучения; внедряются информационные технологии; теории деятельности, развивающие творчество, инициативу личности; сокращаются аудиторные занятия.

Отечественное высшее образование имеет опыт внедрения СРС в 90-х годах ХХ века, его надо учесть, использовать, но с другим подходом. Подготовка документации, методического обеспечения изучения учебных дисциплин - это часть общей работы по организации, проведению и контролю за самостоятельной работой студентов. Управление этим процессом должно осуществляться в соответствии с целевыми установками, изложенными в квалификационной характеристике будущего студента, соблюдения требований системного подхода и реализоваться оптимальными методами.

Как известно, современная научная методология опирается на тесное взаимодействие всеобщих законов: универсального эволюционизма, системного подхода, самоорганизации и историчности.
Тогда уместно говорить и о структуре управления СРС, и о функциях ректората, деканатов, кафедр, преподавательского состава, учебного персонала самих студентов при переходе к новой системе обучения.

Создание системы самостоятельной работы студентов требует согласованного действия всех подразделений вуза и осуществления ряда шагов в создании новых подходов к обучению, когда главной становится поисковая, исследовательская деятельность студентов.
Необходимые шаги по управлению самостоятельной работой студентов - организации, проведения, контроля исполнения, учета результатов.

а) со стороны Ученого Совета, ректората вуза:
- изменения учебных планов, принятие документов, учитывающих новые подходы к обучению и документов, регулирующих СРС исходя из системного подхода;
- создание материальной основы проведения СРС: читальных залов, аудиторий, кабинетов, компьютерных классов;
- финансовая поддержка в создании учебно-методических комплексов изучения дисциплины, работы преподавателей в этом направлении;
- выделить время преподавателям для контроля СРС;
- создать орган по координации, регулированию, контролю СРС (ранее это были организационно-методические комиссии) из числа администрации, преподавателей, ведущих методистов;
- периодически заслушивать отчеты по реализации планов СРС.

б) со стороны деканатов, советов факультетов:
- общая координация СРС на факультете т.е. организации, проведения и контроля по каждой специальности;
- внесение в рабочие учебные планы, в расписание часов СРС;
- управление работой кураторов курсов и групп;
- регулирование сроков зачетных контрольных мероприятий СРС через составление ленточных графиков изучения дисциплин (совместно с кафедрами);
- заслушивать отчеты кафедр, преподавателей по реализации СРС;

в) кафедральные мероприятия:
- участие в создании ленточных графиков изучения учебных дисциплин;
- создание календарных планов изучения дисциплин с указанием заданий по СРС, сроков и видов контроля за ее результатами;
- выделение кураторов студенческих курсов и групп;
- контроль работы преподавателей по внедрению СРС;
- подготовка учебно-методических комплексов (методического фонда) по обеспечению СРС;
- составление графиков консультаций преподавателей;

г) Роль преподавателя в управлении СРС по освоению учебных
программ.
Преподаватель - главная фигура в организации проведения и контроля за СРС, который непосредственно реализует, осуществляет руководство самостоятельной работой студентов по своей дисциплине как индивидуально, так и в группе.
Во время учебных занятий: лекционных, семинарских, лабораторно-практических; можно вводить контрольные занятия по СРС, формулировать требования по промежуточному контролю или осуществлять контроль остаточных знаний. Учебный процесс перестраивается с учетом введения СРС, например лекционные курсы могут стать системой установочных и обзорных лекций.
Определим основные задачи преподавателя в управлении СРС:
- оказывать помощь студентам в организации самостоятельной работы;
- осуществлять дифференцированный подход к организации СРС;
- стимулировать интерес студентов к углубленному изучению дисциплины;
- определять объем заданий для СРС в соответствии с программой;
- создать методическое обеспечение своей дисциплины: учебно-методический комплекс (УМК), ленточный график изучения дисциплины, контрольные задания (тесты) и т. п. для проведения и проверки СРС, используя для этого возможности информационных технологий;
- создать условия для работы студентов по индивидуальному графику; промежуточной отчетности по блокам курса для досрочной сдачи экзаменов и зачетов;
- осуществлять контроль за СРС своей дисциплины.

Примечание.
Учебно-методической комплекс по дисциплине (УМК) должен содержать: типовую и рабочую программы; ленточный график; календарный план обучения; план методического и технического обеспечения учебного процесса, методические указания по проведению занятий и СРС; темы семинарских, лабораторно-практических работ; систему контрольных заданий, включая вопросы к зачету, экзамену, тестовые задания; использования ТСО и информационных технологий в обучении.

Следует предусмотреть в рабочем учебном плане на каждый семестр отведение времени преподавателю для консультаций, проверочных занятий со студентами, которые могут иметь следующие формы:

- групповые или индивидуальные занятия со студентами по какой-либо причине пропустившими семинар, практическое занятие или консультации по пропущенным занятиям, приём задолжностей;
- индивидуальные или групповые занятия со студентами, сдающими изучаемый материал блоками;
- консультации, приём зачётов и экзаменов у студентов, сдающих их досрочно;
- отчет студентов по темам, вынесенным для самостоятельного изучения (собеседование, контрольная работа, тестирование (включая компьютерное), коллоквиум);
- консультации по подготовке докладов к семинарским занятиям; по выполнению курсовых, выпускных квалификационных работ, НИРс и УИРс.

Преподаватель имеет право периодически приглашать на встречу студентов, не выполняющих программы обучения, но недопустимо превращать занятия в рамках СРС в средство ужесточения контроля, давления на студентов. Желательно вызывать у студентов потребность в учёбе, используя известные педагогические и психологические приёмы.

Особенно следует подчеркнуть роль кураторов на 1 и 2 курсах по организации СРС, адаптации студентов к новым формам учебной работы.

Некоторые формы документации по учёту и контролю за СРС.

Формы организации, учета проведения и контроля за СРС могут быть разные. Учебно-методический совет (УМС) вуза, или организационно-методическая комиссия (ОМК) вуза, факультета могут предлагать свою документацию. Надо стремиться к возможной простоте и эффективности этих форм. Информационные технологии значительно облегчают организацию и проведение СРС.

Рассмотрим несколько примеров таких документов. На уровне преподаватель (кафедра) - студент:

а) Календарный план изучения дисциплины ________на_______курсе,______ семестр, специальности______

Календарная сетка (даты недели) NN и темы лекций Самостоятельная работа студентов по подготовке лекций NN тем семинарских (практических работ) Задания для самостоятельной работы Внеудиторные формы работы, включая контроль
           

     Такой календарный план доводится до сведения студентов, например размещается на доске объявления кафедры или в специализированной аудитории лаборатории, кабинете.

б) Ленточный график изучения дисциплин на _____курсе,______семестре, специальности_________

Дисциплина вид занятий.

Формы контроля.

 
  Февраль Март Апрель Май
  2-3 5-10 12-17 19-24 26-3 5-10 12-17 19-24 26-31 2-7 9-14 16-21 23-28 30-5 7-12 21-26 28-2
КСЕ СРС (семинары)   D       D   Кр   D   К D   D О  
Можно указать темы занатий по неделям

Вид контроля: D - консультация, О - зачет, К - коллоквиум, Кр - контрольная работа, Э - экзамен.


Возможно составление сводного ленточного графика по всем дисциплинам семестра (работа деканата).
в) Можно издать практическую книжку студента в которой можно фиксировать сдачу соответствующих заданий по СРС.
г) Более развёрнутый учёт СРС можно фиксировать в рабочей тетраде студента, что позволяет ему знать свои результаты.

Форму учета СРС преподаватель может разработать сам и отражать результаты в своём журнале.

Современный подход к управлению СРС предполагает широкое использование возможностей ЭВМ: электронных пособий, контрольно-обучающих программ, тестирования и т.д.

Создание системы управления СРС может проходить поэтапно с учетом анализа предыдущего опыта или в экспериментальном плане на отдельных специальностях.

<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

Rambler's Top100 Яндекс цитирования