Astronet Астронет: Л. В. Жуков/РПГУ им. А.И. Герцена Современная астрономия и методика ее преподавания
http://variable-stars.ru/db/msg/1177124/26.html
Современная астрономия и методика ее преподавания
<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

Формирование у студентов профессиональных умений для работы с учащимися по астрономии

Вологодская З.А.
Курганский госуниверситет, levchenko@infocentr.ru

В обучении в значительной степени используется девиз: "Делай вместе с нами, делай как мы, делай - лучше нас". Молодой учитель в своей работе очень многое делает так, как его учили, внося свои находки. Для успешной работы в качестве учителя студент должен иметь хорошие знания своего предмета, желание поделиться своими знаниями с другими. Этому помогает хорошо организованная самостоятельная работа.

Глубокое усвоение изучаемого невозможно без систематической самостоятельной работы обучаемых. А.В. Усова все виды самостоятельной работы учащихся по дидактической цели подразделяет на пять групп (см. А.В. Усова, З.А. Вологодская. Самостоятельная работа учащихся по физике в средней школе. -М.: Просвещение, 1981. - С. 8):

1. Приобретение новых знаний, овладение умениями самостоятельно приобретать знания.
2. Закрепление и уточнение знаний.
3. Выработка умений применять знания в решении учебных и практических задач.
4. Формирование умений и навыков творческого характера.
5. Формирование умений применять знания в усложненной ситуации.

Приобретение новых знаний и овладение умениями самостоятельно приобретать знания осуществляется на основе работы с учебником и дополнительной литературой, проведения сравнений и сопоставлений рассматриваемых явлений, объектов.

Одной из форм организации самостоятельной работы учащихся (студентов), хорошо зарекомендовавших себя в практике, является работа по выполнению предварительных заданий. Учитель сообщает темы, по которым (по выбору) учащиеся готовят сообщения. Класс разбивается на группы, каждая группа получает карточку-задание, список основной литературы, в которой можно найти ответы на предложенные вопросы. На уроке один учащийся из группы рассказывает о результатах выполненного задания, остальные слушают, рецензируют, дополняют.

Аналогичная работа может быть проведена на уроке. Группы учащихся получают карточки-задания. Каждая группа находит ответы на предложенные вопросы в течение 5-10 минут в учебнике и дополнительной литературе, обсуждают полученные результаты, назначают отвечающего на вопросы карточки-задания. Так при изучении "Строения Солнечной системы" (двухчасовое занятие) после сообщения о том, что включает в себя Солнечная система, о ее размерах, о делении планет на две группы, студентам предлагается сравнить эти планеты. Через кодоскоп предлагаются вопросы. Каждая группа находит данные об одной планете, проецирует записи через кодоскоп на экран, чтобы присутствующие могли внести их в свою таблицу.

Характеристика планет Меркурий Венера Земля Марс Юпитер Сатурн Уран Нептун Плутон
1. Расстояние от Солнца                  
2. Размеры                  
3. Масса                  
4. Плотность                  
5. Ускорение свободного падения                  
6. Атмосфера                  
7. Температура                  
8. Наклон оси вращения к плоскости орбиты                  
9. Период обращения                  
10. Период вращения                  
11. Магнитное поле                  
12. Число спутников                  

Студенты, предупрежденные заранее о предстоящем занятии, могут посмотреть журналы с данными о планетах, при обсуждении сделать дополнение, которое оценивается учителем. На занятие из библиотеки приносим журналы "Земля и Вселенная", "Звездочет", при заполнении таблицы по данным в учебнике астрономии некоторые члены команд ищут новые сведения в журналах, встречая новые для себя данные, интересные материалы, с которыми более подробно знакомятся после занятий. Возникает интерес к чтению этих и других журналов. К некоторым занятиям предлагается подготовить сообщения о новых достижениях в астрономии по публикациям в периодической печати, научно-популярных журналах.

Самостоятельная работа с учебником астрономии предусматривает задания по поиску объяснения ряда явлений во внеурочное время. Например:

1. Представьте себе, что Земля стала вращаться вокруг Солнца в противоположном направлении, при этом направление вращения вокруг собственной оси сохранилось. Как при этом изменится количество суток в году?
2. На какой географической широте сегодня в полдень Солнце бывает в зените?
3. Какая звезда могла бы быть Полярной, если бы ось вращения Земли была перпендикулярной плоскости ее орбиты?

Каждая группа получает один вопрос, на следующем уроке обсуждаются ответы на заданные вопросы.

Многие студенты (учащиеся) при изучении астрономии слабо усваивают астрономические понятия, без понимания смысла которых осложняется усвоение изучаемого материала. Для уяснения используемых астрономических понятий после изучения (до изучения) определенной дозы материала, рекомендуем учащимся прочитать соответствующие параграфы учебника, выписать встречающиеся понятия, объяснить их. В других случаях или другим студентам рекомендуем выписать объяснение астрономических понятий из астрономического школьного календаря на 2001 - 2002 учебный год (стр. 84-90), или из иллюстрированной энциклопедии" Т. 8, Вселенная. - М.: Весь мир, 2000.?

Особенно большая работа проводится студентами во время педагогической практики: показ в планетарии звездного неба с рассказом легенд, непосредственное наблюдение звездного неба, проведение "Недели астрономии", оформление с учащимися стендов, таких как "Российские космонавты", "XX век: от млечного пути к другим вселенным"; подготовка и проведение вечеров: "Звездный час", "Космические аппараты исследуют Солнечную систему", "Конкурс эрудитов, "Ветер космических странствий", "Где вы, братья по разуму"; вечер вопросов и ответов.

При изучении астрономии студенты создают для себя педагогическую копилку, которая представляет собой подборки теоретического и методического материала, материалов опубликованных в журналах "Звездочет", "Природа", "Наука и жизнь", в газетах "Физика", в приложении к газете "Первое сентября" и других, сведений, необходимых для проведения бесед, работы кружка, устного журнала, оформления астрономического уголка, стендов, астрономического календаря; создают средства наглядности: альбомы легенд звездного неба, подвижные карты звездного неба, альбомы самодельных приборов по астрономии: солнечные часы, модель небесной сферы, прибор для определения широты места, кольцо Глазенапа, приборов, описанных в "Звездной книге" в газете "Физика", приложении к газете "Первое сентября" и другие. Данная копилка необходима в период педагогической практики, в работе с учащимися в пионерском лагере (в летнем лагере отдыха учащихся) и в будущей работе в школе.

Много нового узнают при написании рефератов, курсовых и дипломных работ по астрономии.

Участие студентов в летних лагерях отдыха учащихся (в пионерских лагерях) в качестве воспитателей, вожатых помогает значительно обогатить их знаниями, педагогическими умениями. Ребят знакомят с видом звездного неба, с простейшими способами ориентировки на местности по небесным светилам, наблюдениями изменения вида звездного неба в течение суток, фаз Луны, восхода и захода Солнца, планетами. Разрабатывают тематику возможных бесед и лекций для учащихся данного возраста, готовят с кружковцами наглядные средства для проведения этой работы.

Опыт осуществления руководства самостоятельной работой студентов при изучении астрономии подтверждает эффективность их выполнения, что способствует значительному улучшению подготовки будущего учителя астрономии.

<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

Rambler's Top100 Яндекс цитирования