Astronet Астронет: Л. В. Жуков/РПГУ им. А.И. Герцена Современная астрономия и методика ее преподавания
http://variable-stars.ru/db/msg/1177124/25.html
Современная астрономия и методика ее преподавания
<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

Роль астрономических научно-значимых открытии студентов и школьников в повышении уровня значимости предмета "Астрономия" в российской системе образования

Перов Н.И., Пошлецова М.В.
Ярославский государственный педагогический университет
Гимназия N 1, г.Ярославля (Е-mail: реrov@yspu.yar.ru)

Ученье само по себе становится воспитанием только тогда, когда достигает высшей области науки, входит в мир идеи и вносит эту идею через разум и сердце человека. Только на этой ученой, а не учебной ступени наука приобретает нравственную силу.

К.Д.Ушинский

Самостоятельная творческая научная работа, как всякая духовная творческая работа, накладывая свой отпечаток на весь духовный облик человека, одновременно неуловимыми путями могущественным образом отражается на окружающих.

В.И.Вернадский

Если все науки возвышают дух человеческий, то больше всего это свойственно астрономии не говоря уже о величайшем духовном наследии, связанным с ее изучением.

Н.Коперник

Введение

Уровень и темпы развития астрономических (космических) исследований позволяют в определенной степени оценивать мощь и силу государства. Так, например, в докладе, подготовленном в 1990 г. законодательной комиссией NSS (National Space Society) США, излагаются аргументы экономического, экологического, политического, социального и духовного характера в пользу дальнейшего освоения космоса. Приводится ряд примеров, иллюстрирующих влияние освоения космоса на повышение конкурентноспособности США па мировом рынке, стимулирование развития экономики путем создания и внедрения новых материалов, технических средств и методов развития новых сфер деятельности, на обеспечение национальной безопасности и развитие международного сотрудничества, на сохранение окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, повышение национального престижа и гордости, уровня образования, культуры и духовности. (Существуют факторы, способствующие ограничению военной деятельности в космосе: расширение круга "космических стран", растущая озабоченность экологической обстановкой, конец "холодной войны", оппозиция огромным военным расходам, эффективность вложения средств в гражданские космические программы). Основной задачей космической программы США считается создание цивилизации в космосе.

Япония работает над программой марсианского поселения, которое вместит 150 исследователей в 2057 г., что приурочено авторами к 100-летию запуска первого ИСЗ на околоземную орбиту.

Как известно, специальным постановлением ЦК ВКП(б) от 5 сентября 1931 г. астрономия, как особый предмет была введена в общеобразовательных учреждениях СССР с 1932 г. При этом, астрономия, рассматривая проблемы мировоззрения, не переставая быть наукой, оказалась одновременно и идеологией (наука выражается в теориях, исходит из фактов и не включает в себя программу действий человека, а идеология связана с интересами определенной группы людей). Тем не менее, в бывшем СССР были получены впечатляющие результаты в исследовании астрономической Вселенной.

С 1990-х годов в России наблюдается тенденция "растворить" предмет "астрономия" в физике ( по причинам, проанализированным в диссертации [6]). При этом упускается из виду: а) учащиеся не получают твердых и цельных знаний об окружающем мире; б) физика и астрономия принадлежат к различным категориям наук (физика работает с моделями природы, а астрономия рассматривает небесные тела и астрономические явления в единстве всех сторон - в этом проявляется их различие как учебных предметов); в) в физике школьникам и студентам, особенно педвузов, гораздо сложнее получить научно-значимый результат, чем в астрономии - отчасти из-за относительно небольшого числа (~10000) астрономов на земном шаре (физиков на порядки больше, но в рейтинге "Лучшие молодые ученые России" числа физиков и астрономов, по данным профессора МГУ В.М. Липунова, - сравнимы) и астрономического числа астрономических объектов (только в нашей Галактике больше 100 млрд. звезд, не меньше число галактик во Вселенной и столько же неоткрытых кометных ядер в нашей Солнечной системе, а таблица Д.И.Менделеева содержит всего около 100 элементов; г) астрономия, один из немногих учебных предметов, предоставляющий счастливую возможность обучения на основе исключительно поисково-исследовательских методов [4, 5-8]; д) астрономические проблемы имеют исключительно общечеловеческую значимость, а астрономические данные остаются стержнем научной картины мира. Мировоззренческая роль астрономии всегда была значительнее роли других физико-математических дисциплин. Более того, в последнее время подчеркивается, что исключение астрономии из числа самостоятельных дисциплин могло бы нанести ущерб культуре страны в целом; е) в гуманитарных, физико-математических и физико-технических классах гимназий и лицеев, а также в педвузах, курс астрономии не только способствует совершенствованию процесса общего и естественнонаучного образования учащихся, но и обеспечивает их творческий рост [2, 4, 5-8].

Организация значимой поисково-исследовательской работы учащихся в области астрономии

Анализ известных общеобразовательных программ по астрономии и по физике с астрономией, показывает, что преподаватель должен выступать, в основном, в роли ретранслятора и контролера знаний при низкой степени самостоятельности учащихся. В современных исследованиях по методике преподавания астрономии обращается внимание на то, что школьники и студенты педвузов вполне могут совершать научно-значимые астрономические открытия [2, 4, 5-8].

В монографии [10] установлены педагогически целесообразные приемы, методы и формы эффективного обучения; разнообразие способов развертки логической структуры учебного предмета; применение многообразных, форм наглядности; применение форм проблемного обучения для формирования у учащихся творческого мышления; самостоятельное составление обучаемыми учебных задач; введение индивидуально-дифференциального обучения; комплексное применение технических средств обучения; применение групповых форм обучения; введение в различные формы учебных занятий системы взаимоконтроля и самоконтроля; привлечение обучаемых к научно-исследовательской работе, являющейся важнейшим средством развития у учащихся творческого потенциала. Эффективность использования перечисленных выше приемов, методов и организационных форм обучения во многом определяется психологической готовностью, педагогическим мастерством преподавателя и спецификой учебного предмета (астрономия).

В статье [1] отмечается, что существуют три вида творческой деятельности: комбинационное творчество (создание нового на основе комбинации известного), инновационное творчество (внесение новых, ранее неизвестных элементов), исследовательское творчество (создание нового подхода или идеи). Все эти виды творческой деятельности в совокупности и каждый в отдельности используются нами при формировании профессиональных качеств и творческих способностей обучаемых.

Организация всякой коллективной деятельности включает в себя: проектирование целей и задач, прогнозирование результатов, выбор участников, координацию и корректировку их действий, оценку результатов, что используется при создании творческих групп молодых астрономов.

В процессе руководства учащимися, активно занимающихся научно-значимыми исследованиями в области астрономии, приходится обращать внимание на такие механизмы их социализации как: а) образование (рациональные знания о мире); б) просвещение (саморазвитие, самообразование); в) воспитание (культура речи, вежливость в быту); г) традиции (культурный опыт коллективного бытия); д) религия (снимает психологическую фрустрацию в связи с рациональной необъяснимостью многих аспектов жизни); е) искусство (выполняет во многом схожие с религией психолого-компенсирующие функции и также расширяет перечень стоящих перед человеком реальных или придуманных социальных коллизий).

(Интересно заметить, что по возможности обучения на основе исключительно поисково-исследовательских методов некоторые авторы относят к науке только астрономию, биологию и геологию [5-8]).

Благоприятные условия для организации научно-значимых студенческих и школьных астрономических исследований появляются в вузах и школах, где есть активно работающие преподаватели, которые являются и астрономами и педагогами [3, 4, 5-8].

Большое значение для возможности совершения студентами и школьниками научных открытий имеет наличие современной вычислительной техники и доступ к базам данных (и автоматическим телескопам) через сеть INTERNET.

Важным условием успешного проведения студентами и школьниками научных астрономических работ является их творческое содружество с представителями астрономических и иных научных обществ, интересы которых лежат в области исследования космического пространства. В этом случае открывается широкий выбор тем по астрономии, которые характеризуются как экспериментальные, наблюдательные, теоретические или основанные на численных экспериментах и статистических исследованиях. На наш взгляд статистические эксперименты, включающие систематизацию известных знаний, прогноз новых астрономических явлений и открытие неизвестных ранее небесных тел, - одно из перспективных направлений организации научно-исследовательской работы студентов по астрономии в педагогическом вузе и учащихся общеобразовательных школ.

Также отметим такую классическую форму научной работы студентов и школьников, как проведение научных наблюдений в астрономических обсерваториях, оптических и радиолокационных станциях (поиск комет и астероидов, изучение переменных звезд, изучение физической природы Солнца, Луны, планет и межпланетной материи, исследование околоземного пространства на основе наблюдений искусственных спутников Земли). Еще раз подчеркнем, что при этом имеется ввиду получение студентами (и школьниками) оригинальной информации о Вселенной, а не простое воспроизводство известных знаний.

Когда преподавателю удается пробудить и (или) развить творческие способности ученика, то результаты студенческих научных исследований могут быть представлены на Всероссийские и Международные научные конференции, посвященные разнообразным проблемам современной астрономии. Не исключается и публикация в астрономических изданиях Российской Академии наук и международных изданиях, например, в журналах "ICARUS" и "Celestial Mechanics". (Статья считается научной, если она опубликована в каком-либо научном издании, а публикации студентов в "солидных" научных журналах, как правило, вызывают повышенный интерес представителей средств массовой информации, что морально также стимулирует студентов продолжать начатые исследования). Выдающиеся результаты научной работы студентов поощряются Российскими и Международными научными и образовательными фондами, а также фондами частных лиц. (Электронные адреса этих фондов и организаций, связанных с исследованиями Солнечной системы, приведены в монографии [3]). Очевидно, в современных условиях жизни России преподавателям астрономии вузов необходимо настраивать студентов-астрономов на участие в конкурсах научных работ с целью получения соответствующих грантов. Конечно, научные открытия совершаются не из корыстных мотивов, а из неугасимого стремления человека к истине, но в социальном отношении научное сообщество укрепляет извне - система финансирования науки (и изнутри - система специальной подготовки). Но самое главное - научно-значимые астрономические открытия учащихся укрепляют социальный статус астрономии и положение предмета астрономии в современной системе образования России.

Изложенные идеи об организации научно-значимых исследований школьников и студентов в области астрономии апробируются в течение последних 6 лет в гимназии N 1 г. Ярославля и в течение 12 лет на кафедре теоретической и экспериментальной физики ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, где астрономия изучается студентами-физиками на 3-м курсе при наличии специализации "астрономия". Основные итоги и интересные результаты индивидуальной творческой работы указанных учащихся представлены в работах [5-8]. Здесь отметим такие их результаты, как подтверждение прогноза, сделанного за полтора года (!), усиления потока комет "царапающих" Солнце в мае 2000 г.; определение координат неизвестных семейств астероидов; локализация гипотетического кольца Плутона; определение неизвестных параметров пояса Гулда; разработка линейного метода вычисления элементов орбит визуально-двойных звезд; разработка рекомендаций к программе предстоящего полета НА "Eddington" (2007-2013) - поиск внеземных цивилизаций земного типа; установление связи между разрушительными землетрясениями и фазами Луны на тысячелетнем интервале времени и др.

Заключение

В поисково-исследовательских работах учащихся широко используются проблемно-аналитические методы, процветает культ собственного творчества, отрицается компиляция, формируется устойчивый творческий интерес, индивидуальное обучение происходит в условиях нравственного и деятельного комфорта. В работе [9] утверждается, что при такой организации учебного процесса качество (авторизованного) образования выше и фундаментальнее классического. Происходит взрывное овладение знанием, открывается возможность двухкратного увеличения учебных предметов и троекратного увеличения уровня их фундаментальности с органичной квалификационной практикой. Объем усвоения образовательного материала составляет 90%. В сравнении с классическим стоимость такого образования уменьшается более, чем в 60 раз. Причем 6 лет отводится на начальное и среднее образование, 3 года на высшее образование вместе с магистерской степенью. Итого это означает только 9 образовательных лет, вместо 22-х, то есть с экономией 13 самых дорогих лет соответствующих социальному формированию, юношеских лет [9]. Даже при четверти приведенных благ, которые дают поисково-исследовательские методы обучения и научно-значимые астрономические открытия учащихся, налицо высокая эффективность такого нетрадиционного процесса обучения.

Литература

1. Гребенкина Л.К. Философско-методологические основы исследования педагогической деятельности /Материалы Российской научно-практической конференции "Панорама философской мысли в России XX века". -Рязань: РГПУ, 2001. С. 185-188.
2. Жуков Л.В. Теоретические основы методики астрономической подготовки учителя физики. Автореф. дисс. на соискание ученой степени докт. пед. наук. -СПб.: РГПУ. 2000. -39 с.
3. Ипатов С.И. Миграция небесных тел в Солнечной системе. -М.: Эдиториал УРСС. 2000. -320 с.
4. Палей А.Б. Научно-исследовательская работа студентов по астрономии. -М.: Астрономическое общество, 1994.
5. Перов Н.И., Прошлецова М.В. Организация научно-исследовательской работы учащихся школ-гимназий и школ-лицеев по астрономии //Ярославский педагогический вестник. -Ярославль: ЯГПУ. 1996. N 2. С. 96-98.
6. Перов Н.И., Прошлецова М.В., Борисова М.Г. Методы организации творческой поисково-исследовательской работы студентов по астрономии //Материалы II Всеросс. научно-практ. конф. "Астрономия в системе современного образования". -СПб.: РГПУ, 1998. С. 37-42.
7. Перов Н.И., Прошлецова М.В., Мухина О.П. Организация научно-значимых исследований и научно-значимые открытия студентов в курсе астрономии //Материалы XXXIII зонального семинара-совещания преподавателей физики, методики обучения физики, астрономии и технологических дисциплин педвузов Урала, Сибири и Дальнего Востока "Подготовка студентов к исследовательской работе". -Новосибирск: НГПУ. 2000. С. 44-48.
8. Перов Н.И., Прошлецова М.В. Поисково-исследовательская программа изучения астрономии в общеобразовательных учреждениях /Первое сентября (физика и астрономия) N 38, 2001. С. 1-3.
9. Халаджан Н.Н. Авторизованное образование - ответ новационной педагогике на вызов времени /Философские науки. N 2. 2001. С.117
10. Якунин В. А. Педагогическая психология. -СПб.: Полиус, 1998. -639 с.

<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

Rambler's Top100 Яндекс цитирования