Astronet Астронет: Л. В. Жуков/РПГУ им. А.И. Герцена Современная астрономия и методика ее преподавания
http://variable-stars.ru/db/msg/1177124/21.html
Современная астрономия и методика ее преподавания
<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

Преподавание астрономии в Омском госпедуниверситете

Дмитриев В.В.
Омский государственный педагогический университет
Email: vdmitriev@omgpu.omsk.edu

Физический факультет Омского государственного педагогического университета (ОмГПУ) готовит учителей физики средней школы с дополнительной специальностью. Обучение проводится по схеме "4+1" или "5" лет. В первом случае студенты получают диплом бакалавра (4 года) и затем специалиста (5 курс - 1 год). Во втором случае только диплом специалиста. Выбор пути, естественно, принадлежит студенту. В качестве дополнительной специальности предлагаются: информатика, математика, естествознание и др.

В соответствии с образовательными стандартами астрономическое образование организовано вокруг дисциплины "Науки о Земле и Космосе" (НоЗиК). Помимо этой основной, обязательной для всех, дисциплины организовано проведение курсов по выбору (например, "Обработка видеоинформации на ЭВМ"), выполнение курсовых, дипломных и квалификационных работ, а также работа в школах и организациях дополнительного образования. Организовано взаимодействие между преподавателями ВУЗа, студентами, учителями школ, школьниками и астрономами-любителями города и области. Охарактеризуем подробнее каждый из указанных пунктов.

Основная дисциплина учебного плана - НоЗиК. Занятия проводятся в течении двух (8-й и 9-й) семестров. Конкретное значение выделяемых часов варьируется в разные годы, но в среднем составляет около 50 лекционных часов (здесь и далее указываются только чистые -аудиторные часы, без мелкого жульничества с так называемой трудоемкостью), 50 часов на лабораторные занятия и 1-й недели (24 часа) на астрономическую практику.

Содержание лекционного курса в основном соответствует стандарту. Отличия заключаются в следующем. Во-первых, и это главное - усилен блок эволюционной астрономии, в котором подробно разбирается генезис Вселенной и объектов в ней, причинно-следственные связи и закономерности (физические, химические, биологические). Во-вторых, усилен блок геофизический, в котором рассматривается Земля и влияние на нее ближайшего окружения. Общее направление лекционного курса - создание целостной картина окружающего нас Мира.

Курс лабораторных работ делится на три части. Первая часть - традиционная, сферическая астрономия. Навыки, полученные в этой части, используются при проведении наблюдений на астрономической практике. Вторая часть - небесная механика и космонавтика. Первая и вторая части идут в течение 8-го семестра. Основное внимание уделено третьей части - астрофизической. Здесь хотя бы частично удалось реализовать современные идеи и технологии, например, расчет (разумеется, упрощенный) внутреннего строения звезд главной последовательности. По курсу лабораторных работ имеются методические рекомендации.

Наблюдательная астрономическая практика делится на две части. Первая часть - вечерние наблюдения, проводятся в марте-апреле. В качестве примера выполняемых работ можно упомянуть "Исследование рефракции по наблюдениям захода Солнца". Вторая часть - дневные работы, выполняются в первой половине мая и проходят с отрывом от занятий. Темы выполняемых работ традиционны, например "Основы триангуляции". Разделение занятий на вечерние и дневные проведено из организационных соображений. По наблюдательной астрономической практике также выпущены методические рекомендации.

В рамках курса по выбору студенты ОмГПУ работают с видеоматериалами, которые получены школьниками из астрономического кружка Городского дворца творчества. Образующиеся при этом школьно-студенческие коллективы способствуют профессиональной подготовке будущих учителей, способных организовать и вести научно-исследовательскую работу школьников. При этом последние с частью результатов, посильных для школьников, обычно выступают на конференциях НОУ, а полностью результаты работы используются студентами при защите дипломов.

Стоит отметить практически неограниченные возможности современной вычислительной техники и Web-ресурсы, благодаря которых сейчас возможно силами студентов и даже школьников решать реальные научные задачи. Например в этом году силами студентов 4-го курса создается электронный каталог наблюдений серебристых облаков. В прошлом году учениками 11 класса 99-й школы г. Омска установлено наличие закономерности аналогичной правилу Тициуса-Боде для планетной системы e And.

Дополнительные возможности астрономического образования - курсы по выбору, квалификационные работы и т.д. - определяются спецификой ВУЗа, имеющимся оборудованием и кадрами. Здесь каждый ВУЗ должен исходить из своих возможностей, поэтому более подробный разбор вряд ли представляет интерес. Стоит однако отметить, что в рамках этих дополнительных возможностей удается связать бюрократически разделенные звенья образовательной системы: ВУЗ, школа и учреждения дополнительного образования. Наличие же такой связи представляется весьма важным для повышения эффективности астрономического образования в России.

<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

Rambler's Top100 Яндекс цитирования