Астронет: Л. В. Жуков/РПГУ им. А.И. Герцена Современная астрономия и методика ее преподавания http://variable-stars.ru/db/msg/1177124/20.html |
<< Предыдущая |
Дидактическое сопровождение к методике наблюдения метеоров
Воронов П., Семенова Т.
Омский планетарий
За более, чем 25-летний стаж наблюдений метеорных потоков в нашей лаборатории "Сияние" было собрано огромное количество материала, который был реализован в базе данных, созданной в Microsoft Access. Помимо этого результаты наблюдений, представленные в виде рабочих карт отправляются в Международную метеорную организацию (IMO), с которой у нас налажена связь.
Но наш опыт работы в этой области астрономии помимо проведения наблюдений и первичной обработки результатов этих наблюдений позволяет нам самостоятельно проводить серьезную исследовательскую работу с полученными данными. Такая точка зрения стала основой для идеи формировании Омского регионального центра наблюдений метеорных потоков.
Один из этапов формирования этого центра - организация качественной подготовки групп наблюдателей метеоров. В основу подготовки мы положили стандартную методику, используемую всеми научно-любительскими астрономическими объединениями. В этой методике четко прослеживаются три части: теоретическая и практическая подготовка, обработка результатов.
Анализ данной методики с учетом современных приемов в педагогике и разнообразия технических средств обучения привел нас к выводу, что для наших целей необходимо сопроводить эту методику специально разработанным пакетом дидактического материала.
Таким образом для каждой из трех частей стандартной методики мы подготовили по два пакета дидактических материалов, ориентированных на группы и объединения: а) имеющие технические средства обучения, такие как планетарий, компьютер, выход в Internet; б) не имеющие чего-либо из выше перечисленного.
Сейчас модернизация является одной из форм совершенствования содержания и методов образования, приведение их в соответствие с современными требованиями. Использование информационных технологий является одним из путей модернизации, способным сильно изменить традиционные педагогические технологии.
Не секрет, что детей компьютер привлекает сам по себе, и они быстро осваивают навыки работы с ним. За счет этого производительность интеллектуального труда значительно возрастает. Любая обучающая программа - это специфическое учебное пособие, предназначенное для самостоятельной работы обучающихся. Поэтому использование этих программ обеспечивает формирование некоторых навыков самообразования.
Таким образом, ряд компьютерных обучающих программ, разработанный нами совместно с программистами Омского городского дворца творчества, значительно облегчает работу преподавателя и позволяет максимально освоить материал за счет систематичности и повторов прохождения тестов, игр и т. п.
Для сопровождения теоретической части методики мы сделали презентации в программе Microsoft PowerPoint по таким темам как: история изучения метеоров; метеорные явления в атмосфере Земли - как результат взаимодействия межпланетного метеорного вещества с атмосферой Земли; терминология метеорной астрономии; метеорные тела - продукт распада кометных ядер; физические параметры метеоров; характеристики (особенности) различных метеорных потоков; современные методы наблюдения метеоров; обработка результатов наблюдений (определение функции светимости метеоров, распределение метеорных тел по массе, суточные и сезонные вариации численности метеоров, плотность метеорного потока и приток метеорного вещества на Землю); современные Российские и зарубежные метеорные обсерватории, станции, центры, организации. Помимо этого была создана программа тестирования с пакетом вопросов, охватывающих не только разделы по одной теме, но и совмещающие в себе несколько тем, например астрономию и химию (межпредметные связи). Достоинство данной программы: помимо локального обучения и проверки усвоения полученных знаний в пределах астрономического объединения программа позволяет проводить дистанционное обучение и обеспечить контроль получаемых при этом знаний. Тесты и полученные результаты при этом закодированы, поэтому изменить их невозможно.
При освоении практической части с использованием технических средств обучения мы рекомендуем использовать два вида тренировок. Первый вид - работа с компьютерным тренажером "Метеоры", созданным совместно с программистами. Он имеет три уровня сложности и ориентирован на пошаговую тренировку. На первом уровня сложности "запуск" нового метеора осуществляется нажатием на кнопку. На втором - метеоры летают автоматически с произвольным периодом. А на третьем уровне, чтобы начать тренировку, необходимо правильно ответить на поставленные тестовые вопросы (верно задать параметры одного из метеорных потоков Леонид, Драконид, Персеид и Орионид). Картину пролетевших на экране за время тренировки метеоров программа-тренажер сохраняет в отдельном файле и преподаватель может легко проверить качество зарисовки каждого члена группы.
Второй вид тренировок - наблюдение метеорного потока, смоделированного под куполом планетария. Здесь старшие и опытные наблюдатели должны имитировать характерные особенности потока (скорость, цвет, длину, пролеты пачками), к наблюдению которого готовится группа.
При обработке результатов (третья часть подготовки) мы рекомендуем использовать программу Radiant 1.43, которую нам выслали из IMO. Она значительно облегчает построение радианта и показывает распределение плотности метеоров в области действия метеорного потока по полученным результатам наблюдения, что качественно ускоряет процесс обработки.
К сожалению, не каждый, кто хочет заниматься метеорной астрономией, располагает необходимыми техническими средствами, такими как планетарий или компьютер. Особенно это касается сельского региона. Для решения этой проблемы мы распечатали презентацию к теоретическому этапу и тесты, аналогичные компьютерным. Пользуясь предложенным пакетом, преподаватель может проводить занятия и контролировать успеваемость. Для практической части и части обработки нами были разработаны лабораторные работы, которые позволяют помимо закрепления материала проводить своеобразное "наблюдение", так как зрительной информации усваивается порядка 25%.
Используя такой материал, человек, как и в случае с обучающей программой, может проходить лабораторные работы и тесты несколько раз, что также позволяет повысить качество усвоения.
Безусловно, наилучший результат достигается при совмещении обоих типов дидактического материала, так как каждый из них по отдельности способствует скорейшему утомлению и, как следствие, понижению степени усвоения материала.
Нами так же рассмотрена программа узкоспециальной подготовки, то есть мы охотно сотрудничаем с людьми, которые отдают предпочтение одному виду работы. Например, кто-то предпочитает только наблюдать и не хочет возиться с обработкой, а кто-то, наоборот, только обрабатывать. В этом случае не требуется применение методики при подготовке в полном объеме, а можно использовать лишь ее определенную часть, следовательно, не требуется и использование всего дополнительного материала. Но качество результатов при этом не страдает.
Литература:
1. Басова Н. В. Педагогика и практическая
психология. -Ростов н/Д.: Феникс, 2000.
2. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс:
Учебник для студ. пед. Вузов: - Кн. 1: Общие
основы. Процесс обучения. -М.: ВЛАДОС, 1999.
<< Предыдущая |