Astronet Астронет: Л. В. Жуков/РПГУ им. А.И. Герцена Современная астрономия и методика ее преподавания
http://variable-stars.ru/db/msg/1177124/15.html
Современная астрономия и методика ее преподавания
<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

Использование информационных схем при изучении астрономии в средней школе

Молотков Ю.А.
Средняя школа N города Сокол, Вологодской области.

Каждый учитель по-своему решает вопросы организации разумной познавательной деятельности учащихся. Работа в гетерогенных классах ставит учителя в позицию постоянного поиска методов, приемов активизации мыслительной деятельности учащихся разного уровня учебных навыков, умственных способностей, интеллекта, индивидуальных особенностей. Возникает проблема обеспечения осознанного усвоения учебного материала всеми школьниками, учитывая индивидуальные возможности восприятия информации через активизацию механизмов запоминания, развития логического мышления на основе образных раздражителей, вербальных и невербальных способов знакомства с информацией. В профильных классах старшей школы этой проблемы нет. В них решается другая задача: расширение информационного пространства, совершенствование навыков самостоятельной работы, подготовка к поступлению в ВУЗ.

Решить эти проблемы помогают информационные схемы (ИС). В них отражен основной учебный материал, имеются опорные сигналы, формулы, краткие определения. ИС составлены по всем разделам курса астрономии. На их основе созданы учебно-методические материалы для учителей и учащихся 11 классов по астрономии, опубликованные в методическом пособии, выпущенном Вологодским ГПУ в 1999 г.

При разработке информационных схем используются методы аналогий, образных связей и укрупнения дидактических единиц.

Основная педагогическая идея: учитель обязан создать условия для интересной, увлекательной, разумной познавательной деятельности каждого ученика.

В результате: формируется умение работать с информацией; развивается навык самостоятельной работы с учебным материалом; исчезают неуспевающие; повышается активность учащихся, растет интерес к предмету; учащиеся успешно сдают вступительные экзамены в Вузы.

Учебный процесс.
Уровень общетеоретических представлений - содержание изучается крупным блоком. В ходе лекции или беседы составляется ИС. Переструктурирование учебного материала с целью укрупнения дидактической единицы обеспечивает целостное восприятие информации. Информация фиксируется в виде обобщенных представлений об основных компонентах, подлежащих изучению. Причем эти компоненты рассматриваются во взаимосвязи. Это реализуется через рациональный отбор учебного материала (выделение базового, второстепенного, дополнительного), продуманность логической преемственности нового и известного материала в соответствии с профилем класса. Знакомство учащихся с теоретическим содержанием учебного блока сопровождается синхронным конструированием ИС.

Организация осмысления теоретических знаний включает в себя: воспроизведение содержания ИС, устные ответы, работу в парах, индивидуальные беседы. На этом этапе происходит усвоение основных теоретических понятий, закономерностей, связей на уровне понимания за счет вариативного многократного повторения теоретического материала, а через понимание наступает запоминание.

Перенос знаний в практическую деятельность осуществляется в ходе решения задач и выполнения практических работ. Особенностью является индивидуализация заданий, нормирование помощи при самостоятельной работе.

Организация обобщения в форме уроков повторения позволяет систематизировать и углубить знания, формирует более высокие умения и навыки, развивает учебные способности. Особого внимания требует форма урока и техника обучения.

Тематический контроль в форме зачета осуществляется с целью проверки уровня теоретических знаний и навыков их практического использования с учетом возможностей и психологических различий учеников.

Обучение конструированию ИС осуществляется с целью формирования у учащихся умений трансформировать основную теоретическую информацию в символы, знаки, рисунки и другую графическую форму.

Обучение предполагает 3 этапа:
- публичное синхронное конструирование.
- частичное самостоятельное конструирование учащимися под руководством учителя.
- самостоятельное творческое конструирование.

Первый этап конструирования ИС начинается с первых уроков астрономии. Учащиеся следят за построением схемы учителем на доске и синхронно конструируют ее в своей тетради параллельно с рассказом учителя.

Правила конструирования:
- Мотивация - ИС должна содержать элементы, представляющие интерес для учеников.
- Сочетание информативности и зрительных образов. В ИС должны быть не сухие сигналы, а сигналы в виде запоминающихся знаков, рисунков, в основе которых должен лежать принцип ассоциации, аналогии, опора на известную информацию.
- Соблюдение формата. Для учителя это доска. ИС полностью должна уместиться на классной доске. Для ученика - страница тетради. В зависимости от объема ИС следует уменьшить или увеличить шрифт, масштаб знаков и рисунков. Это необходимо для сохранения единства и целостности восприятия.
- Необычность. Знаки, рисунки, символы должны будить у учащихся известные ассоциации, вызывать интерес, быть знакомыми, но в то же время пробуждать аналогии либо с известной, либо новой информацией.

На втором этапе обучения ученики могут раскрасить ИС по своему усмотрению; затем им предлагается то или иное явление изобразить в соответствии с личными ассоциациями.

На третьем этапе учащиеся начинают самостоятельно конструировать ИС. В зависимости от способности и индивидуальных различий это происходит в разное время. При этом задействованы все виды восприятия: зрение, слух, моторика. Опора проводится на зрительное, образное восприятие.

В результате у учащихся формируется умение сжато, образно в логической взаимосвязи интерпретировать теоретическую информацию, что способствует глубокому, осмысленному усвоению.

Для ученика ИС является кратким изложением учебного материала, тем минимумом знаний, которым должен овладеть каждый школьник. Для учителя ИС является своего рода компасом, она помогает отобрать необходимый учебный материал в соответствии с программой, представляет основные типы задач и практических заданий.

<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

Rambler's Top100 Яндекс цитирования