Astronet Астронет: Л. В. Жуков/РПГУ им. А.И. Герцена Современная астрономия и методика ее преподавания
http://variable-stars.ru/db/msg/1177124/12.html
Современная астрономия и методика ее преподавания
<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

Методические рекомендации по работе с пакетом контурных карт по астрономии

Леус Е.В.
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования
Городской Дворец детского (юношеского) творчества.
Творческая лаборатория "Сияние"

Место контурных карт звездного неба в процессе обучения.

Первый этап обучения. Рассказ педагога под живым звездным небом о созвездиях, объектах звездного неба, демонстрация этих объектов в телескоп - все это вызывает живой интерес ребенка-новичка.

Второй этап обучения. Получение ребенком фундаментальных знаний по астрономии. Работа под куполом планетария, работа с компьютерными программами и тренажерами, практические наблюдения - динамичные формы обучения. Работа с контурными картами звездного неба - форма обучения на сегодняшний день довольно "сухая".

Третий этап обучения. Закрепление изученного материала посредством конкурса наблюдателей, олимпиады, ролевой игры, работы в учебном экспедиционном выезде и т. д.

Четвертый этап обучения. Использование полученных знаний и приобретенного опыта в НИР на конференциях и конкурсах различного уровня (местный, региональный, республиканский, международный).

Очевидно, что изучение созвездий и объектов звездного неба по контурным картам - неотъемлемая часть преподавания практической астрономии. В прошлом для ученика этот процесс был рутинным, а порой и усыпляющим. Чтобы запомнить конфигурацию созвездия, названия ярких звезд, местоположение объектов, требовалась не только сообразительность, зоркость глаз, но и "ловкость" рук. На копирование карт уходили рулоны кальки, пачки карандашей, драгоценное время.

Сегодня ситуация изменилась. Офисная техника и компьютерные технологии дают возможность получить любые карты областей звездного неба за считанные минуты. Но мы снова не рады. Знания не оседают в голове ученика, если он не добыл их самостоятельно.

Предлагаемый пакет контурных карт, на мой взгляд, может стать золотой серединой в этой ситуации. При работе с ними оптимально расходуется время, у учеников задействуется зрительная и моторная память, что позволяет лучше усвоить материал. Кроме этого ребята учатся пользоваться атласами, астрономическими календарями, справочными изданиями и компьютерными программами по астрономии.

Основная цель создания данного пакета контурных карт - сделать процесс изучения созвездий и объектов звездного неба более интересным и привлекательным для обучающихся. Чтобы добиться этого, я решила сначала провести небольшой поиск идей, или как говорят в научных кругах, патентный поиск. Для этого воспользовалась богатой библиотекой планетария и астрономического кружка "Альбирео". К сожалению, найденные мной разработки в этой области хотя и оказались интересными, но были разрозненны или носили узкоспециальный характер.

А вот общение на эту тему с коллегами заставило задуматься о единой системе контурных карт, приспособленных к занятиям в течение учебного года. Тогда на свет появились черновики возможных заданий, а затем выстроилась четкая структура предстоящей работы.

Пакет контурных карт состоит из 4-х блоков:

Задания образуют 9 групп:

1. Работа с экваториальными координатами (определение координат двойных звезд, туманностей, галактик, планет).
2. Поиск объектов по координатам и визуально (отождествление переменных звезд).
3. Работа с характеристиками объектов (границы, конфигурация созвездий, цвет, размеры звезд).
4. Знание классификаций (определение типа галактик).
5. Работа со справочными материалами, компьютерными программами по астрономии. Уточнение информации (уточнение заданных координат и нанесение на контурную карту переменных звезд, уточнение данных о планетах). Поиск информации (поиск координат двойных звезд, описание типов туманностей, звездных скоплений).
6. Ориентация среди звезд, созвездий и объектов (определить навигационные звезды).
7. Задания различного уровня сложности (поиск Полярной звезды по звездам большого ковша и ориентация среди созвездий).
8. Графические задания (по фотографии участка рельефа планеты определить название этого участка).
9. Для младших школьников (мозаика сезонного неба, закрасить звезды, убрать лишние, добавить недостающие объекты - звезды).

Из этого разделения видно, что задания имеют несколько уровней сложности: для новичков более легкие, направленные на получение знаний; для опытных старших ребят, выбрав более сложные задания, можно провести занятия по подготовке группы наблюдения слабо светящихся объектов, планет и их спутников, двойных и переменных звезд, метеоров. Это позволяет отшлифовать их навыки в поиске и наблюдении объектов на звездном небе. Кроме того, задания формировались так, чтобы в процесс их выполнения преподаватель мог включить игровые и соревновательные элементы, предложить дискуссию.

Схема разработки пакета контурных карт проста:

1. Работа с графикой. Создание пакета контурных карт требует большого объема работ с графикой (сами карты, схемы). Рисовать весь этот материал руками было бы нелепо. Поэтому я решила использовать компьютер. Чтобы получать графические изображения различных областей звездного неба, я выбрала программу Skymap Pro 6. Она позволяет моделировать различные области, варьировать объекты, их обозначения, задавать многие другие фильтры. Но самое важное то, что эти изображения можно сохранять в виде рисунков в формате BMP. При необходимости полученные рисунки я дообрабатывала в графическом редакторе Photoshop 3. Например, удаляла или добавляла отдельные звезды.
2. Работа со справочной информацией. Материал справочного характера я брала из программ по изучению звездного неба Skymap, Redshift 3, каталогов, энциклопедий и справочников.
3. Компоновка материала. Далее весь этот материал я компоновала в текстовом редакторе Word.
Пакет представлен в электронном варианте.

Принципы работы с пакетом контурных карт для кружковцев и школьников разного возраста:

Проделав работу по созданию пакета контурных карт, я обратила внимание на то, что пакет можно дополнить заданиями по изучению классификаций звездных скоплений, туманностей, по изучению спутников планет. Следует добавить что я собираюсь дополнить электронный вариант пакета контурных карт, представив в графическом разделе самые разные варианты областей звездного неба: с координатной сеткой и без нее; с объектами глубокого космоса; с планетами; со звездами до различной звездной величины (до +6m, +8m, +12m); с границами и контурами созвездий и без них; с обозначениями (подписями) объектов и без них.

Таким образом, преподаватель по своему желанию сам может формировать или варьировать задания, а если педагог располагает возможностью работать с графическими редакторами, то в составлении заданий он ограничен лишь фантазией.

<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

Rambler's Top100 Яндекс цитирования