Астронет: Л. В. Жуков/РПГУ им. А.И. Герцена Современная астрономия и методика ее преподавания http://variable-stars.ru/db/msg/1177124/07.html |
<< Предыдущая |
Компьютерная поддержка школьного курса астрономии
Разбитная Е.П.
Владимирский государственный
педагогический университет,
E-mail: dekanfmf@vgpu.vladimir.ru
Курзанов А.Е.
Боголюбовская средняя школа
Владимирской обл.
Разбитной С.А.
Владимирский государственный
педагогический университет
Нами подготовлено пособие для учителя астрономии "Компьютерная поддержка школьного курса астрономии". Оно состоит из двух частей. Первую часть составляют компьютерные программы для первых десяти-двенадцати уроков астрономии, общая тема которых может быть названа так: "Каким мы видим окружающий Мир и как он в действительности устроен". Вторая часть представляет собой программу для изучения звездного неба. Предлагаемая нами система компьютерной поддержки школьного курса астрономии предусматривает по каждому уроку применение нескольких программ разного назначения.
При объяснении учителем нового материала - демонстрационные программы.
При самостоятельном изучении учениками отдельных вопросов теории или закреплении нового материала на уроке - программы самообучения.
Для самостоятельной проверки учащимися своих знаний по наиболее важным вопросам - программы самоконтроля.
Для проверки и оценки знаний учащихся на уроке во время опроса, для контрольной (зачетной) работы по важным темам курса и решению задач - проверочные программы.
Демонстрационные программы адресованы учителю и предназначены для использования при объяснении нового материала. Чтобы учитель мог изменять порядок подачи материала или исключить что-то, приведенное в программе, демонстрационная программа данного урока состоит из нескольких самостоятельных программ - фрагментов по отдельным частям материала темы данного урока, так что их можно демонстрировать на экране дисплея либо полностью в заданной последовательности, либо выборочно в нужной учителю последовательности. Применение демонстрационных программ предполагает, что уроки астрономии проводятся в классе ЭВМ, где имеется или демонстрационный дисплей, или дисплеи на каждом рабочем месте учащихся.
Программы самообучения и программы самоконтроля предназначены учащимся для подготовки ими домашнего задания к очередному уроку во внеурочное время. Программы самообучения имеют целью помочь ученику понять и запомнить самое главное в рассматриваемом вопросе. Программы самообучения могут повторять материал демонстрационной программы, которую использовал учитель при объяснении нового материала, но в более подробном виде. Отдельные программы самообучения могут быть использованы учителем на уроке для закрепления нового материала, при самостоятельном изучении или повторении какого-либо вопроса, если урок астрономии проводится в классе ЭВМ.
Программы самоконтроля позволяют ученику проверить, хорошо ли он понял и усвоил изученное. Эти программы решают задачу обратной связи, давая ученику возможность получить подтверждение, что он правильно усвоил учебный материал. Мы считаем, что наиболее приемлемый вариант программ самоконтроля - программы с выбором ответа. На экран выводится вопрос и несколько ответов, среди которых только один верный. Ученик выбирает нужный ответ курсором или вводит его номер с клавиатуры. ЭВМ после ввода ответа печатает "верно" или "неверно" и выдает следующий вопрос. Некоторые программы самоконтроля связаны с решением задач. С программами самоконтроля учащиеся работают самостоятельно во внеурочное время после объяснения учителем соответствующего материала.
Проверочные программы используются на уроке для выяснения того, как усвоен пройденный материал. Ответ ученика такая программа обязательно оценивает (оценка заносится в журнал). Качественную проверочную программу можно предложить отвечающему ученику в качестве дополнительных вопросов. Некоторые проверочные программы можно давать учащимся вместо устного ответа. Проверочные программы позволяют проводить небольшие самостоятельные работы (в классе ЭВМ), в первую очередь это относится к программам, связанным с решением задач: каждому ученику дается одна задача методом случайного выбора. Проверочные программы могут применяться для закрепления нового материала и в качестве упражнений.
Названия и обозначения всех видов программ для урока на определенную тему объединены в единый блок, который вызывается по номеру урока. Материал пособия охватывает первые разделы школьных программ по астрономии общеобразовательных учреждений и соответствует следующему примерному распределению по урокам.
Урок 1. Введение.
Урок 2. Небесная сфера. Астрономические
координаты.
Урок 3. Суточное движение светил.
Кульминации. Подвижная карта звездного
неба.
Урок 4. Видимое движение Солнца, Луны, планет.
Урок 5. Фазы Луны. Затмения.
Урок 6. Об измерении времени и определении
географических координат.
Урок 7. Развитие взглядов и современные
представления о строении Солнечной системы.
Урок 8. Законы Кеплера.
Урок 9. Определение расстояний и размеров
тел в Солнечной системе.
Урок 10. Движение небесных тел под действием
сил тяготения.
Содержание уроков кратко расшифровывается. Так как указанная последовательность изложения материала несколько отличается от имеющихся школьных учебников астрономии, в пособии параграфы к каждому уроку приведены по учебнику Б.А.Воронцова-Вельяминова (1991). Программы нужного урока вызываются по номеру урока. На экране высвечиваются все программы этого урока с указанием вида и названия; каждая под своим номером, по которому она вызывается, кроме демонстрационных программ, в которых все фрагменты идут друг за другом с остановками (некоторые из них можно не демонстрировать). При таком вызове программ учитель легко может использовать программы разных уроков в соответствии со своим планированием материала. В качестве примера приведены программы первого и седьмого уроков.
Урок 1. Введение.
Демонстрационная программа. Масштабы
Вселенной;
Видимый блеск некоторых светил;
Сравнение видимого блеска двух светил.
2. Программа самообучения: Сравнение
видимого блеска двух светил.
3. Программа самоконтроля: Сравнение
видимого блеска двух звезд (задачи).
4. Проверочная программа: Сравнение
видимого блеска двух звезд (по задаче
каждому ученику).
5. Выход
Урок 7. Развитие взглядов и современные
представления о строении Солнечной системы.
Демонстрационная программа: Развитие
взглядов и современное представление о
строении Солнечной системы;
Какие тела образуют Солнечную систему;
Конфигурации планет;
Системы Мира: Геоцентрическая Система Мира
Птолемея, Деферент и эпицикл,
Гелиоцентрическая Система Мира Коперника.
Строение Солнечной системы:
Орбиты планет земной группы;
Орбиты внешних планет;
Орбиты астероидов;
Орбиты комет Галлея и Энке.
2. Программа самообучения: Конфигурации
планет.
3. Программы самоконтроля: Порядок
расположения планет в Солнечной системе (два
варианта).
4. Состав Солнечной системы.
Состав и строение Солнечной системы;
Конфигурации планет.
7. Проверочная программа: Конфигурации
планет.
8. Выход.
Вторая часть пособия "Компьютерная поддержка школьного курса астрономии" представляет собой программу для изучения звездного неба. В нее включены все звезды до четвертой звездной величины, доступные наблюдению в наших широтах. Число созвездий 60, число звезд превосходит 400. Программа выводит на экран картину звездного неба для места наблюдения, для определенного дня года, для заданного момента суток, в нужном направлении по отношению к сторонам горизонта (предварительно вводятся широта места, месяц и число, местное солнечное время наблюдения, азимут и высота точки визирования). Приводится подробное описание работы программы.
Наши программы разрабатывались, апробировались и используются в течение ряда последних лет одним из авторов пособия в Боголюбовской средней школе Владимирской области.
К сожалению, школы Владимирской области переходят на интегрированные учебники "Физика и астрономия" для VII-IX классов под редакцией А.А. Пинского и В.Г. Разумовского.
Как самостоятельный предмет в школах астрономия остается, видимо, еще только на два года.
<< Предыдущая |