Астронет: Л. В. Жуков/РПГУ им. А.И. Герцена Современная астрономия и методика ее преподавания http://variable-stars.ru/db/msg/1177124/03.html |
<< Предыдущая |
Образовательный международный электронно-коммуникативный проект "Звезды и планеты"
Соколова И.И.
РГПУ им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург,
Россия
Бодил Нильсон
Лернеровская высшая школа, Стокгольм,
Швеция
Боб Ландхеер
Факультет образования амстердамского
университета, Нидерланды
Развитие информационного мирового пространства предъявляет свои требования к технологиям преподавания дисциплин в вузе. Образовательная астрономическая среда насыщена информацией научного, иллюстративного, учебного характера, а сам предмет астрономии требует самостоятельного поиска, организации информации, использования в ходе лабораторных работ фотографического и иного научного материала, который в большом количестве представлен в Интернет.
Другая возможность, которую предоставляет Интернет, - организация учебного общения - переписки по электронной почте, работы в чатах, проведения конференций. Учитывая, что коммуникационные, поисковые, исследовательские, организационные умения составляют основу профессиональной педагогической компетентности, можно говорить о том, что Интернет-технологии предоставляют большие возможности для реализации компетентностного подхода к предметному обучению.
Международный проект обучения астрономии "Звезды и планеты" имел целью разработку и апробацию инновационной электронно-коммуникативной Интернет-технологии. Сущность проекта заключается в организации обучения курсу астрономии в педагогических университетах по единой программе на основе проекта Stars and Planets, организованного на основе электронной оболочки Navigator. Оболочка заполняется инструктивным и информационным материалом преподавателями вузов - участников, содержит вспомогательные обучающие программы (планетарий StarsCalc, HomePlanet и др.), инструкции по выполнению проекта, более двадцати астрономических тем с адресами Интернета. Этот материал по существу является путеводителем, организатором самостоятельной деятельности для студентов по реализации проекта.
Основной CD - диск содержит также элементы вводного базового курса. Это актуальные для нидерландского и шведского университетов, где обучение астрономии осуществляется по выбору студентов естественнонаучных факультетов, темы:
- вращение Земли, годичное обращение Земли вокруг Солнца, смена сезонов;
- система Солнце-Луна, фазы Луны, затмения;
- строение Вселенной: солнечная система, Наша галактика и другие галактики;
- спектры и основы спектрального анализа: спектры и линии поглощения, способы получения данных о температуре, химическом составе, строении и вращении космических объектов (звезд);
- расширяющаяся Вселенная.
В Санкт-Петербурге базовая программа РГПУ им. А.И.Герцена для студентов-физиков специализации "физика и английский", которые по желанию принимают участие в проекте, значительно шире, тем не менее именно перечисленные темы вызывают наибольший интерес у слушателей и являются наиболее важными для понимания основ практической астрономии и астрофизики.
В ходе работы над проектом студенты общаются друг с другом и с преподавателем на семинарах, в чатах, видеоконференциях. Знакомятся, договариваются о содержании и форме представления материала по избранной теме. Основная работа над темой происходит в парах. По договоренности партнеров тема может быть как достаточно широкой, так и узкой. Сразу студенты договариваются о целях использования продукта, над которым они вместе работают. Это, как правило, презентации темы, предназначенные или для самостоятельной работы детей определенного возраста или для взрослых, интересующихся астрономией. Презентации могут содержать вопросы, тесты и другие материалы для самостоятельной работы.
На первом этапе происходит выбор темы, определение партнеров, их заочное знакомство и определение областей интереса. Затем студенты ищут материал для презентации в Интернете - сайты, имеющие информацию в виде текстов, моделей, фильмов, рисунков, фотографий и т.п. по избранной теме. Происходит обсуждение плана, по которому будет построена презентация, обмен материалами, проектирование и конструирование презентации. Одним из заданий первого этапа является постановка важных базовых вопросов, существенных для освоения темы, их предъявление коллегам на семинарах и рассказ по этим избранным сюжетам для всех студентов. Этот базовый материал станет основой итоговых тестов по курсу. В конце работы над проектом студенты в парах должны подготовить единую презентацию по избранной теме для определенного адресата и защитить ее на итоговом семинаре в своем вузе.
В проекте 2001 года принимало участие 6 российских студентов, 10 студентов из Амстердама, 3 из Швеции и один из Вьетнама. Они выбрали следующие темы: "Звезды, созвездия" (два проекта), Жизнь во Вселенной (два проекта), "Большой взрыв", "Сверхновые, нейтронные звезды, пульсары", "Черные дыры", "Солнечная активность" (по одному проекту). Работа над проектом проходила два с половиной месяца (январь-апрель) и закончилась успешными презентациями. На презентацию в Санкт-Петербурге приехали преподаватели и студенты из Нидерландов и Швеции. В 2002 году в проекте участвовали 4 студента из Санкт-Петербурга, 10 из Амстердама, 4 из Стокгольма, 1 из Вьетнама и 1 из Дании.
Если говорить об итогах проекта - то это не только красочные и логично выстроенные презентации астрономических тем, содержащие видеоролики, фотографии космических объектов, комментирующие их тексты. Апробация этих презентаций в детской аудитории показала, что они вызывают большой интерес. Но это еще и значительная мотивация студентов разных стран к такого рода учебной деятельности и к предмету астрономии в целом, положительный эмоциональный фон и энтузиазм студентов и преподавателей, существенный тренинг в коммуникации на неродном для всех языке (английском). Практика показала, что основные задачи были решены. Заинтересованная ответственная работа стимулировала быстрое и эффективное освоение новых для студентов технологий - работу с редактором Power Point, программами Messenger и Net Meeting.
В качестве основных проблем, которые возникали в ходе выполнения проекта, можно назвать недостаточно надежную связь, проблему согласования программ и времени занятий в иразных странах. Неожиданно сложным для ряда студентов оказалось и достижение общей договоренности по содержанию презентаций. Тем не менее достигнутые результаты позволяют надеяться на то, что круг участников проекта будет расширяться и дальше, а сама инновационная коммуникативная технология будет совершенствоваться.
<< Предыдущая |