Astronet Астронет: И. А. Феодулова/SETI-XXI На пути к воспитанию космического сознания ребенка
http://variable-stars.ru/db/msg/1177077/text
На пути к воспитанию космического сознания ребенка
24.05.2002 20:18 | И. А. Феодулова/SETI-XXI

На пути к воспитанию космического сознания ребенка

Феодулова Ирина Африкановна

(Материалы конференции "SETI-XXI")

В докладе речь пойдет об одном очень важном свойстве человеческого сознания - постоянном стремлении к осознанию Космоса или о Космическом сознании. Кратко коснувшись истории вопроса, мы рассмотрим, что понимать под Космическим сознанием и основные черты Космического сознания в современную эпоху. Далее мы перейдем к вопросу о необходимости учитывать процесс развития Космического сознания в воспитании и образовании учащихся. И, наконец, мы обозначим цели и задачи Космического воспитания и образования и увидим, что дает для подрастающего поколения такая ориентация мышления.

1. Космическая основа мышления человека

Стремление в космическую Беспредельность - одно из самых лучших человеческих устремлений. Осознавая себя в окружающем мире, люди всегда связывали свое существование с жизнью Космоса. В связи с этим, правомерно говорить о Космическом сознании человека.

Термин "Космическое сознание", обозначающий понимание идеи связи человека и Космоса, часто встречается в литературе, но однозначного определения не имеет [3, 5, 10]. Говоря о "Космическом сознании", мы будем иметь в виду ощущение человеком в той или иной форме своей сопричастности Космосу и потребность в его познании. Само слово "сознание" относится к области психологии. Согласно Большому толковому словарю русского языка одним из значений этого слова является: "свойственное человеку восприятие и понимание окружающей действительности" [8]. Исходя из этого определения сознания, мы можем определить Космическое сознание также и как человеческое свойство воспринимать или осознавать Космос.

Какую же роль играет Космическое сознание в жизни людей? Если взглянуть на известную нам историю человечества, то в какой-то мере ее можно представить как историю развития представлений о Вселенной, стремление все полнее осознавать себя в ней, как историю развития сознания. Эту мысль высказывал французский биолог и философ Пьер Тейяр де Шарден, видя направленность эволюции в росте сознания: "Эволюция - возрастание сознания" [12, с.193]. Но если мы глубже начнем рассматривать этот вопрос, то мы увидим, что правомерно говорить и об эволюции Космического сознания.

Очевидно самым первым зародышем Космического сознания было простое созерцание звездного неба еще в глубокой древности, которое затем перешло в его систематическое наблюдение и изучение. Попытка объяснить существующую закономерность между земными и небесными явлениями привела к появлению системы астрологических знаний. Позже появилась астрономия - древнейшая из наук, свидетельствующая о том, что изучение неба было одной из самых первых интеллектуальных потребностей человека.

Изучая прошлое, мы обнаруживаем присутствие космизма и в искусстве. В отдаленные тысячелетия уходят наскальные рисунки, изображающие небесные светила. Космические мотивы в виде ритмичного орнамента и солярных знаков присутствуют в прикладном народном творчестве. Большинство народных праздников, ритуалов и обрядов отображают именно космические явления. Одними из самых первых представлений человека о Космосе были космогонические мифы о Вселенной, мифы о богах, населяющих небо и управляющих земной жизнью. Небо выступало перед человеком, как направляющее начало. Космос помогал ориентироваться в пространстве и времени, организовывал повседневную жизнь.

Таким образом, начальное мировоззрение людей носило образно-мифологический характер и говорит нам о том, что человек был глубоко уверен в существовании своей неразрывной связи со Вселенной и свои земные дела оценивал с космических позиций. Уже на самых первых этапах развития мы можем видеть изначальную космичность человеческого мышления.

Далее, вследствие эволюционных причин развития, к образно-мифологическому или религиозному пути познания мира, отражающему только одну очень важную духовную сторону реальности, прибавилось возникшее научное мышление, отражающее изучение не менее важной материальной стороны единой существующей реальности. В результате потерялась цельность и единство восприятия мира, но зато прибавилась важная сторона его познания - тщательное изучение мира материи, его движения и физических свойств. В далеком прошлом, по меньшей мере начиная с Древней Греции, можно увидеть первые признаки, указывающие на такие изменения в мышлении. Каждое из этих мировоззрений и религиозное и научное содержат в своей основе космичность, свое видение взаимосвязи человека и Космоса, хотя форма и качество проявления космизма у них различные. В последующие века делались грандиозные по масштабам открытия в области изучения Космоса, не раз менявшие астрономическую картину мира.

Таким образом, проследив краткую историю вопроса, мы приходим к нескольким очень важным выводам.

  1. Космическое сознание - это коренная особенность человеческого интеллекта. В сознании человека всегда присутствовал элемент космизма. Можно предположить, Космическое сознание является частью нашей генетической программы. И это не случайно. Являясь частью Космоса и развиваясь по его законам, человек в своей основе имеет космическое происхождение В этом убеждены многие ученые и исследователи. Так например, А.Л.Чижевский утверждал: "Мы - дети Космоса" [14, с.34]. Сегодняшние научные теории также говорят в пользу нашего космического происхождения. Астрономы представляют себе развитие Солнечной системы, а следовательно Земли и впоследствии человека, из газопылевого облака путем гравитационного сжатия. Это первичное облако состояло в основном из атомов водорода и гелия, появившихся в начале образования Вселенной. Другие более тяжелые химические элементы этого облака составляли около 0,01 доли водорода. Они образовались в результате ядерных реакций внутри звезд ранних поколений и попали в межзвездную среду в результате звездных ветров или при звездных взрывах [9]. Это говорит о том, что, в конечном итоге, человек произошел из самых первичных атомов Вселенной и последующих тяжелых элементов, возникших внутри ранних звезд. Можно предполагать, что имея космическое происхождение, мы имеем в нашем сознании в закодированном виде информацию о Космосе и его развитии, которая и побуждает человека к его изучению.
  2. Эволюция Космического сознания. Элемент космизма в сознании от эпохи к эпохе подвергался трансформации, принимая те или иные формы видения мира от простого созерцания величественной картины звездного неба до религиозного верования в его высшую разумную силу или научного осмысления Космоса. В этой связи мы можем говорить об эволюции Космического сознания, о том, что это есть сложный закономерный процесс, который неизбежен и ведет к постоянному расширению знаний о Вселенной т.е. к возрастанию и качественному изменению Космического сознания.
  3. Космическое сознание тесно связано с мировоззрением. Оно формирует человека, как мыслящее существо и играет важную роль в его жизни. От того, как человек будет отвечать на главные вопросы бытия, связанные со Вселенной, с его ролью в ее эволюционном развитии говорит о качестве его Космического сознания, определяет его жизненную позицию, а следовательно и то, как сложится его дальнейшая судьба.

Таким образом, Космическое сознание есть неотъемлемое свойство человеческого сознания в целом, оно подвержено эволюции и непосредственно связано с мировоззрением человека.

2. Космическое сознание в современную эпоху

В современную эпоху космическое сознание значительно возросло и претерпевает существенные качественные изменения. Это связано с интенсивным освоением и изучением Космоса, а также с тем, что человечество подошло к критической точке своего развития, о чем свидетельствуют наступившие глобальные кризисы на Земле. Пытаясь их разрешить, люди начинают задумываться об их причинах и о своей роли в общем мировом эволюционном процессе. Многие исследователи и мыслители предчувствуют надвигающиеся, в связи с этим коренные преобразования. Они отмечают необычность современной эпохи, называя ее переходом в новое время, в новый мир.

"Мы живем в великое время пробуждения народного самосознания и духовности, в дни переустройства всей жизни. <...>. Все бури земных потрясений, свидетелями которых мы являемся, вовсе не случайны, ведь мы находимся на пороге открытия Врат в Будущее" [13, с.220].

Меняется мир, меняется сознание, изменяется и Космическое сознание. Каковы же его основные черты современную эпоху?

  1. Стремительное расширение Космического сознания.

    Прошедший XX век богат своими достижениями во всех областях знаний. Однако, многие исследователи называют его веком Космоса. Ведь именно в этой области были сделаны потрясающие открытия, изменившие наше представление о Вселенной, а также свершилось, может быть, самое главное достижение XX века, - выход человека за пределы родной планеты: сначала в ближайшее околоземное пространство, а затем и на соседние космические тела. Более того, четыре автоматические межпланетные станции сейчас уходят за пределы не только Земли, но и Солнечной системы, неся на своем борту информацию о нашей планете и человечестве. Важным событием в области изучения Космоса стало возникновение в середине прошлого века нового научного направления - SETI, занимающимся поиском жизни и разума во Вселенной. Сегодня на переходе в третье тысячелетие человечество активно изучает всю Солнечную систему, Галактику и Метагалактику. Благодаря научным открытиям и развитию современных научных теорий сознание человека проникло в глубины Вселенной до расстояния почти в 14 млрд. световых лет! Благодаря интенсивному изучению Космоса, земное, обособленное сознание человека постепенно расширяется до масштабов всей видимой Вселенной.

    Таким образом, одним из наиболее заметных в настоящее время свойств Космического сознания является его стремительное расширение, то есть стремление все больше увеличивать границы своего обитания и познавания в Космосе. О закономерном расширении ноосферы писал величайший ученый и мыслитель XX века - В.И.Вернадский.

  2. Научное осознание своей неразрывной взаимосвязи с Космосом.

    Изучение физики Солнца, гравитационных воздействий ближайших небесных тел, проблем астероидной и кометной опасности показало зависимость нашей планеты от ближайших космических объектов и навело на мысль о возможной зависимости и от всего Космоса в целом. О связи человека со всем Космосом говорил ученый А.Л. Чижевский: Жизнь...в значительно большей степени есть явление космическое, чем земное. Она создана воздействием творческой динамики Космоса на инертный материал Земли. Она живет динамикой этих сил, и каждое биение органического пульса согласовано с биением космического сердца - этой грандиозной совокупности туманностей, звезд, Солнца и планет [15, с.33]. Таким образом, именно сегодня, человечество начинает научно осознавать реальный смысл космических влияний и свою неразрывную связь со Вселенной, свою зависимость от нее, а свои земные дела оценивать, соответственно, под космическим углом зрения.

    В Живой Этике также говорится о взаимосвязи человека и Космоса:

      "И чем человечество обладает, оно черпает из сокровищницы космоса" [1, с.452].

  3. Потребность осмысления своего места и роли во Вселенной.

    Происходит еще одно важное качественное изменение в сознании - изменяется смысл многих человеческих целеустремлений и творческих поисков. Это выражается в потребности понять и осмыслить свое место во Вселенной, а также свою роль в ее общем эволюционном развитии. Человеку стало важно не только изучать небесные тела сами по себе, ему важно знать, в каких отношениях он находится со Вселенной. Выразительны, в связи с этим, слова крупнейшего американского физика-теоретика Стивена Вайнберга:

    Для человеческих существ почти неизбежна вера в то, что мы имеем какое-то особое отношение ко Вселенной и что человеческая жизнь есть не просто более или менее нелепое завершение цепочки случайностей, ведущей начало от первых трех минут, а что наше существование было каким-то образом предопределено с самого начала. [6, с.142].

    Сейчас многие специалисты приходят к выводу, что большинство глобальных проблем связаны с человеческой личностью, с неправильным восприятием себя в Окружающем мире. Поэтому человек должен изучать космос, чтобы понять себя, свою роль в его развитии, свои истоки. Об этом писал В.И. Вернадский:

    "Это самое глубокое проявление самосознания, когда мыслящий человек пытается определить свое место не только на нашей планете, но и в Космосе" [7, с.50].

  4. Целостный подход к пониманию мира. В "Живой Этике" сказано, что "Согласованность духа и материи - редчайшее космическое явление" [...]. Сегодня, на наших глазах происходит удивительное явление сближения мировоззрения точных наук и духовной области, которое может полностью перевернуть наше представление о Вселенной и человеке и привести к формированию новой парадигмы познания и к созданию целостной картины мира. В течение нескольких последних десятилетий с помощью научных методов ведутся интенсивные исследования в различных областях науки, указывающие на такое сближение. Многие ученые: физики, психологи, врачи и другие специалисты пишут о существование более Тонких Миров по сравнению с известным нам плотным миром материи. Эти миры также материальны, и к ним относятся тонкие тела человека, включающие мир сознания и души. В качестве примера можно привести уникальные исследования академика Г.И.Шипова и работы Института теоретической и прикладной физики на основе новых научных концепций физического вакуума и торсионных полей. Сегодня в понимании природы Космической реальности происходят глубокие перемены.

    Таким образом,важной тенденцией Космического сознания являются поиски целостного подхода в видении мира. Многие великие ученые еще раньше верили в возможность синтеза науки и религии. В качестве примера можно привести слова А. Эйнштейна:

    "Наука без религии неполноценна, а религия без науки слепа".

  5. Экологический и этический подходы в изучении Вселенной.

    Изучая Солнечную систему, человек узнал об уникальности своей планеты. В связи с этим, люди все больше приходят к мысли о необходимости особенно ответственного подхода за сохранение природы и цивилизации Земли. Человечество также начинает понимать необходимость осознания ответственности за возможные последствия своей деятельности и в масштабе всего Космоса. Таким образом, уже в наше время зарождается космо-экологическое мышление.

    С другой стороны, может оказаться, что человеческая деятельность в Космосе не будет только технической, а возможно и социальной. Сегодня ученые ведут поиски жизни и разума во Вселенной. Они надеются, что когда-нибудь предстоит встреча с представителями Внеземных Цивилизаций. И в основе таких отношений должны лежать принципы взаимного сотрудничества и стремление к творческому осознанию Мира. Принципы сотрудничества с Дальними Мирами рождают Космическую Этику, о которой писал в начале XX века К.Э.Циолковский.

    С этих позиций, Космическое сознание это - гармоничная форма взаимодействия человека со Вселенной, способствующая сохранению не только биосферы и ноосферы Земли, но также и всего Космоса. Это - осознание необходимости распространения принципов экологии и этики за пределы Земли в эпоху начавшейся экспансии человечества в Космос.

    Таким образом, основными признаками Космического сознания в современную эпоху являются: его стремительное расширение, научное осознание человеком своей взаимосвязи с Космосом, потребность научного осмысления своего места и роли во в общей эволюции Вселенной, целостный подход к пониманию Мира, экологический и этический подходы в изучении Космоса.

3. Эволюционно неизбежный процесс, который необходимо учитывать в образовании

Из всего сказанного видно, что Космическое сознание представляет собой чрезвычайно важный элемент духовного начала человека, обращенного к общечеловеческим ценностям. Возрастание сегодняшнего Космического сознания является эволюционно-закономерным процессом. Человечество незаметно для себя все больше и больше стало мыслить космическими категориями. Космическое сознание начинает прорываться во все сферы человеческой деятельности. Так, например, в литературе окончательно завоевал себе место и стал популярным отдельный жанр - космическая фантастика. Космическое творчество все чаще звучит в живописи и в музыке. На всех уровнях современного развития - научном, культурном, бытовом, мы наблюдаем возрождение в сознании человека древней идеи космизма. И это - естественно.

По словам выдающегося японского врача и философа Кацудзо Ниши, человек является существом не только земным, но и космическим. Он пишет, что на Земле грядут новые времена. И если раньше можно было обходиться только земным мышлением, "то новые времена требуют преображения человека, преображения его в частицу Вселенной, ..." [...] с.28.

Вот почему именно сегодня так необходимо учитывать в воспитании и в образовании космическое начало человека, его Космическое сознание. Но это будет уже Космическое воспитание и Космическое образование.

Идея космического воспитания для педагогики не нова. Еще в начале прошлого века ее высказывал наш замечательный отечественный педагог Константин Николаевич Вентцель (1857-1947).

Он понимал личность, как неотъемлемую часть всеобъемлющего Космоса, исходил из нерасторжимости и органического единства человека и Вселенной и ставил вопрос о воспитании ребенка в качестве члена Космоса, как гражданина Вселенной.

4. Цели и задачи космического воспитания

Сегодня главной задачей в педагогике провозглашается воспитание свободной творческой личности, максимальное раскрытие творческого потенциала ребенка.

Развитие личности происходит в процессе познания окружающего мира и расширения сознания. Чем шире будет мировоззрение ребенка, тем более полнее и творчески разовьется его личность. Поэтому ориентация мышления ребенка на Космос, воспитание у него Космического сознания может являться сегодня одним из средств максимального развития творческого индивидуального начала в ребенке. И это будет уже самое высокое творчество, которое можно достичь - Космическое творчество. Учитывая вышесказанное, можно сформулировать следующую цель Космического воспитания:

Развитие творческого индивидуального начала в ребенке через воспитание у него Космического сознания.

Проблема Космического воспитания имеет свои специфические задачи. Попробуем сформулировать основные из них:

  1. Согласно Н.К. Вентцелю основной задачей космического воспитания будет являться развитие в ребенке космического самосознания, т.е. сознания самого себя, как неразрывной части беспредельного Космоса. Педагогу необходимо довести до сознания воспитанника общности его жизни с жизнью космической, " что он со всем космосом составляет одно нераздельное целое, которое развивается в каком-то направлении, и что он, хочет ли этого или не хочет, так или иначе принимает то или другое участие в этом процессе развития космической жизни" [3, с.210].

  2. Другой важной задачей космического воспитания могло бы быть формирование космо-экологического и космо-этического мышления, как важнейших нравственных принципов.

  3. Развивать стремление творчески участвовать в жизни Космоса.

    Творчество и самосовершенствование являются главной целью существования и развития человека. С этим все согласны все основные мировые религиозные учения. Поэтому изучение Вселенной должно помогать ребенку стать творческой личностью в максимально возможной для него степени.

    Реализация этих задач привела бы к утверждению, расширению и углублению личности ребенка в Космосе. Такая позиция не означает полный отрыв от жизненной реальности. Человечество только начинает выходить в Космос. И на данном этапе Космическое сознание должно сочетать и повседневное существование и космическое измерение человека и бытия. Задача состоит в том, чтобы правильно расставить приоритеты.

5. Что даст новый подход в мышлении

Космическое сознание это не просто комплекс правил, это скорее система мышления и образ жизни, который вырабатывает привычку жить согласно законам природы и эволюции. Космическое сознание поднимает нравственность, устремляет к духовному развитию, повышает культурный уровень ребенка.

Многие специалисты приходят к выводу, что большинство проблем подрастающего поколения связаны с человеческой личностью, с его мировоззрением. В качестве примера можно привести такой факт, что многие молодые люди не видят куда и зачем направлена их жизнь. Бесперспективность развития является причиной многочисленной депрессии молодежи и последующего суицида. Рост таких явлений в последнее время подтверждает статистика. Поэтому, для разрешения этих и других проблем необходима новая ориентация сознания подрастающего поколения. Таким жизненным ориентиром могло бы служить Космическое сознание. Наш замечательный писатель-фантаст, Иван Ефремов, в своих произведениях утверждал, что человеку надо обязательно давать идеальное, конструктивное, позитивное, чтобы можно было устремляться, развиваться, к чему-то идти.

В Учение Живой Этики также говорится о необходимости переориентации сознания: "Новый мир имеет новые условия и требует новых действий. Невозможно войти в Новый мир со старыми методами, потому так зову к перерождению сознания" [...].

Воспитывая Космическое сознание, мы развиваем у ребенка новую систему ценностей - духовных, которая основана на понимании Вселенского закона. Ребенок постигает, что является неотъемлемой частью беспредельного Космоса. Это порождает у него глубокое уважение к жизни и сочувствие ко всем живым существам, а следовательно значительно уменьшает склонность к аморальному и антисоциальному поведению, учит его любви, состраданию и терпимости. Он начинает понимать, что является важной частью единого Целого и потому, вредя другим, он вредит себе. Такое поведение ребенок сознательно сделает исходною точкою и базисом всей своей последующей жизни.

6. Космическое сознание - базис воспитания

Поскольку космичность мышления есть изначальное свойство человеческого сознания и эволюция человека, как мы видели, связана с ростом, Космического сознания, то очень естественно было бы сделать его фундаментом воспитания и образования учащихся. В последние время многие исследователи делают вывод о мировом кризисе в образовании. Космическое сознание - это идея, на которую могла бы ориентироваться новая модель воспитания и образования. Об этом писал педагог Н.К.Вентцель:

"Только космическая культура человека может вывести его из того тупика, в который оно зашло. Надо строить новую культуру на космическом базисе, только она приведет к исчезновению всех тех отрицательных явлений, которые были порождены культурою прошлого, только она поведет к исчезновению войн и всяких антагонизмов между народами, объединит людей в одно солидарное целое ..." [3, с.206].

7. Возможные проекты

Одним из шагов к формированию Космического сознания может стать работа с подрастающим поколением в области проблемы SETI. Сейчас большинство ученых считают, что SETI - это сложная проблема, в которой тесно переплелись научные, философские и духовные искания человечества. Поэтому SETI - не только техническая и даже не только научная проблема, а проблема всей человеческой культуры. Ведь контакт с внеземными цивилизациями - это не просто передача и прием радиосообщения, это взаимодействие космических культур, очень разных по своему характеру и уровню развития. Поэтому человечество должно проявить готовность к контакту и понимание, что в его основе должны лежать сотрудничество и высокая нравственность. Это означает, что сознание людей должно измениться и расшириться стать по истине Космическим.

Занимаясь проблемой SETI, учащиеся получают возможность посмотреть на свою планету как бы со стороны и оценить все происходящее на ней. И это особенно важно для подрастающего поколения, так как от их мировоззрения будет зависеть дальнейшая судьба планеты. Занимаясь проблемой SETI ребенок смог бы почувствовать себя Гражданином Космоса и осознать свою ответственность за судьбу планеты и Вселенной.

8. Космическое будущее человечества

Космическое сознание заложено в каждом, оно имеет всеобщий, универсальный характер. Космическое сознание - это более прогрессивный способ мышления, так он ведет к объединению со всей Вселенной, любой элемент которой может развиваться и расти лишь в связи со всеми другими ее элементами.

Развивающееся Космическое сознание человека есть единственный возможный способ мышления, который приходит на смену Земному и дает человеку возможность полноценно жить и развиваться. Эволюция направлена в сторону усиления космического мышления. Это означает, что человечество со временем будет мыслить все более космическими масштабами и у него космическое будущее. Как писал К.Э.Циолковский, Земля это только колыбель человечества и оно не останется вечно на Земле.

"Космичность жизни утверждаем, как принцип беспрерывный" [1, с.459].

"... три четверти надо отдавать Небу, и только одну - земле. Человек, живущий в соответствии с этим законом, однажды ощутит внутри себя великолепную гармонию и равновесие" [4, с.41].

"Проблема космического воспитания стучится в двери. Откроем двери настежь и займемся ею вплотную ..." [3, с.206].

Литература

  1. "Агни Йога", т.1 "Беспредельность", Самара, 1992
  2. "Агни Йога", т.2, "Мир Огненный", Самара, 1992
  3. "Антология гуманной педагогики. Вентцель", М., Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1999
  4. Айванхов О.М., т.17, "Полное собрание сочинений", Издательство "Просвета", 2000
  5. Бекк Р.М. "Космическое сознание", М., Ассоциация духовного единения "Золотой век", 1994
  6. Вайнберг С. "Первые три минуты", М., "Энергоиздат", 1981
  7. Вернадский В.И. "Начало и вечность жизни", М., "Советская Россия", 1989, стр.50
  8. "Большой толковый словарь русского языка", Санкт-Петербург, "Норинт", 2000
  9. Вуд Дж. "Рождение солнечной системы", Звездочет, N 5, 2001
  10. Гроф С. "Космическая игра", М., ООО "Издательство АСТ" и др., 2001
  11. Кацудзо Ниши "Энергетическое питание", Санкт-Петербург, Издательская компания "Невский проспект", 2001, с.28
  12. Пьер Шейяр де Шарден "Феномен человека", Главная редакция изданий для зарубежных стран издательства "Наука", Москва, 1987
  13. Рерих Н.К. "Врата в Будущее", Рига, "Виеда", 1991
  14. Чижевский А.Л. "Стихотворения", М., Современник, 1987
  15. Чижевский А.Л. "Земное эхо солнечных бурь", М., "Мысль", 1976

Rambler's Top100 Яндекс цитирования