Астронет: А. Ю. Румянцев/МаГУ Методика преподавания астрономии в средней школе http://variable-stars.ru/db/msg/1177040/chapter6_08.html |
<< Предыдущая |
Методика проведения 7 (6)
урока
"Решение задач. Контрольная работа"
Цель урока: повторение, закрепление и контроль на качеством формирования системы основных понятий о методах астрономических исследований и фундаментальных астрономических понятий "планетное тело" и "планетная система".
Задачи обучения:
Общеобразовательные:
обобщение, повторение и закрепление
учебного материала:
- о методах астрономических исследований и
астрономических инструментах: телескопах и
вспомогательных физических приборах;
- о применении законов физики для
определения основных физических
характеристик космических объектов,
взаимосвязи этих характеристик и формулах
для их на основе данных астрономических
наблюдений;
- о планетных телах и планетных системах,
основах их классификации и главных
физических характеристиках и о космогонии
планетных систем и планетных тел;
- о Солнечной системе: образовании, строении,
составе и основных физических
характеристиках входящих в нее космических
тел: Земле и других планетах Солнечной
системы, Луне и других планетоидах –
спутниках планет, астероидах, кометах и
других группах метеороидов.
Воспитательные:
- формирование научного мировоззрения и научной картины мира в ходе повторения и обобщения совокупности изученного материала о методах и инструментах астрономических исследований и объектах познания астрономии – планетных телах и системах;- политехническое и трудовое воспитание в ходе изложения материала о практических способах применения знаний астрономии и физики в исследовании Вселенной и космонавтики в исследовании и освоении Солнечной системы;
- патриотическое воспитание при ознакомлении с достижениями российской науки и техники в развитии астрономии и космонавтики, исследовании и освоении Солнечной системы.
Развивающие: формирование умений анализировать информацию и делать выводы, решать задачи на расчет основных физических характеристик астрономических инструментов и космических (планетных) тел по данным астрономических наблюдений.
Ученики должны знать:
- основные методы и инструменты
астрономических исследований (принцип
действия, устройство и назначение
телескопов и вспомогательных приборов);
- применение законов физики для определения
основных физических характеристик
космических объектов, взаимосвязь этих
характеристик и формулы, позволяющих
выполнить необходимые расчеты;
- о планетных телах и планетных системах,
основы их классификации, главные
физические характеристики планетных
систем и планетных тел;
- о Солнечной системе: образовании, строении,
составе и основных физических
характеристиках входящих в нее космических
тел: Земле и других планетах Солнечной
системы, Луне и других планетоидах –
спутниках планет, астероидах, кометах и
других группах метеороидов.
Ученики должны уметь решать задачи на расчет основных физических характеристик телескопов и вспомогательных приборов, планетных тел и планетных систем.
План урока
Этапы урока |
Содержание |
Методы изложения |
Время, мин |
1 |
Повторение всего ранее изученного материала, проверка знаний |
Фронтальный опрос, беседа |
10-15 |
2 |
Решение задач на повторение и закрепление всего ранее изученного материала |
Работа у доски и в тетрадях |
10-15 |
3 |
Контрольная работа (тестирование учащихся) |
20 (5) |
Задание на дом: повторение ранее пройденного материала.
Методика проведения урока
Вначале производится повторение материала по всем вопросам, изучавшимся в темах "Методы астрономических исследований" и "Планетные тела и планетные системы". Этот этап урока лучше всего проводить в форме фронтального опроса и беседы.
В первую очередь нужно проверить понимание учащимися физической природы планетных тел и их систем и свойств, выделяющих их в отдельные самостоятельные типы космических объектов. Нужно напомнить ученикам принципы классификации космических объектов по их фундаментальным физическим характеристикам, признаки основных классов и групп планетных тел, их сходства и различия.
Следует выяснить, насколько хорошо ученики понимают космогонический механизм космического процесса образования планетных систем и планетных тел и при необходимости исправить их ошибки и заблуждения.
Нужно повторить и проверить, исправить и при необходимости дополнить знания основных физических характеристик, строения и состава нашей Земли и других планетных тел Солнечной системы.
В это время часть остро нуждающихся в отметках учеников выполняет программируемые задания:
1. Сборник задач Г.П. Субботина [287], задания NN 184; 203; 2252. Сборник задач Е.П. Разбитной [244], задания NN 15.3; 19.1; 19.2; 20.2; 21.1; 21.2.
3. Страут Е.К. [278]: проверочные работы NN 1-5 темы "Природа тел Солнечной системы" (варианты 1-5).
Второй этап урока призван закрепить умения учеников решать задачи на расчет основных характеристик космических (планетных) тел на основе данных астрономических наблюдений и сформировать у них новые понятия о применении совокупности знаний по небесной механике, астрофизике, космонавтике, физике, математике для решения проблем науки и техники.
Рекомендуем решать задачи из упражнений 12-13 и другие, которые вы не смогли предложить ученикам на предыдущих занятиях из-за нехватки времени.
На завершающем этапе урока с целью проверки качества знаний и умений учащихся проводится небольшая контрольная работа. Желательно, чтобы в ней было не менее 2 вариантов заданий. Ограниченность времени урока определяет продолжительность выполнения контрольной работы в 20 минут. Рекомендуется включить в контрольную работу задания, предусматривающие использование учебного материала не только темы "Планетные тела и планетные системы", но и изученной ранее темы "Методы астрономических исследований".
В основе контрольных заданий может лежать материал "контрольной работы" и "контрольной работы повышенной трудности" для темы "Природа тел Солнечной системы" пособия Е.К. Страута [278, с. 36-40].
Можно посветить решению задач почти весь урок, заменив контрольную работу тестированием учащихся на последних 5-7 минутах занятия.
За основу теста могут быть приняты упоминавшиеся выше программируемые задания из сборников задач Г.П. Субботина [287] или Е.П. Разбитной [244].
Авторский вариант анкеты использовался в школах и вузах гг. Челябинска и Челябинской области свыше 10 лет. При ее заполнении указываются номера выполняемых заданий и номера верных ответов в каждом варианте вопроса: Номер задания(1;2;3...) / Вариант вопроса (А; Б; В...) / Номер верного ответа (1;2;3...). Например: 2 Б3; 3 В1; 6 Г4 ... и т.д.
Вопросы анкеты:
1. История астрономии: свяжите имена великих ученых: 1) И. Кант, П. Лаплас; 2) И. Ньютон; 3) Н. Коперник; 4) И. Кеплер; 5) Птолемей с выдающимися открытиями и изобретениями - результатами их исследований:
А. Автор геоцентрической теории;
Б. Автор гелиоцентрической теории;
В. Автор законов движения планет;
Г. Автор закона Всемирного тяготения;
Д. Авторы первых гипотез образования
Солнечной системы из вещества
протопланетной туманности.
2. Планета - это:
А. 1) шарообразное тело которое светит
отраженным светом;
2) огромный раскаленный газовый шар;
3) глыба замерзших газов, в которую вмерзли
твердые частицы и камни.
Б. 1) Планеты обладают массами от 1029
до 1032 кг;
2) Планеты обладают массами свыше 1032
кг;
3) Планеты обладают массами от 1022 до 1027
кг.
В. Энергетика планет основана:
1) на энергии гравитационного сжатия и
распада радиоактивных элементов;
2) химических реакциях сгорания вещества;
3) термоядерных реакциях превращения
водорода в гелий.
Г. Основные физические характеристики планет определяются:
1) массой планеты и расстоянием от Солнца;
2) размерами планеты;
3) количеством спутников.
Д. Планеты движутся:
1) по параболическим орбитам с переменной
скоростью;
2) по эллиптическим орбитам с переменной
скоростью;
3) по гиперболическим орбитам с постоянным
ускорением;
4) по круговым орбитам с постоянной
скоростью.
3. Солнечная система:
А. В состав Солнечной системы входят:
1) Солнце, звезды, планеты, спутники,
астероиды, кометы, метеорные частицы,
космическая пыль и газ;
2) Солнце и 9 больших планет;
3) Солнце, 9 больших планет и их спутники,
астероиды, кометы, метеорные частицы,
космическая пыль и газ;
4) Земля и другие планеты, Луна и другие
спутники, астероиды и кометы.
Б. Девять больших планет Солнечной системы в порядке удаления от Солнца:
1) Солнце, Меркурий, Венера, Земля, Марс,
Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун;
2) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер,
Сатурн, Уран, Нептун, Плутон;
3) Венера, Меркурий, Земля, Марс, Сатурн,
Юпитер, Нептун, Уран, Плутон.
В. Укажите порядковый номер самой большой планеты.
Г. Укажите порядковый номер самой маленькой планеты.
Д. Заметной атмосферой обладают планеты:
1) Венера, Земля, Юпитер, Сатурн, Уран,
Нептун;
2) Венера, Земля, Юпитер;
3) Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун;
4) Меркурий, Марс, Плутон.
Е. Не имеют спутников планеты:
1) Меркурий, Венера, Марс, Плутон;
2) Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун;
3) Меркурий, Венера.
1 – железное (железосиликатное)
ядро; 2 – мантия; 3 – кора (литосфера); 4 – зона жидкого водорода; 5 – зона твердого (металлического) водорода; 6 – лед и замерзшие газы с вкраплениями пыли и силикатных |
4. Внутреннее строение космических тел:
- планета земной группы;
- планета-гигант;
- комета
5. Как называются эти космические тела? 1) кометы; 2) звезды; 3) планеты; 4) спутники.
А. Объекты, обладающие раздельным внутренним строением и приобретающие под действием сил тяготения при своем образовании шарообразную форму;
Б. Объекты, которые под действием сил тяготения вращаются вокруг более массивных космических тел;
В. Объекты, в недрах которых протекают ядерные реакции превращения водорода в гелий;
Г. Объекты, представляющие собой глыбы замерзших газов, в которые вмерзли твердые частицы и камни.
Номера верных ответов на вопросы:
1 (А5; Б 3; В 4; Г 2; Д 1)
2 (А 1; Б 3; В 1; Г 1; Д 2)
3 (А 3; Б 2; В 5; Г 9; Д 1; Е 3)
4 (А 2; Б 1; В3)
5 (А 3; Б 4; В 2; Г 1)
Для обработки полученных данных может быть использован поэлементный метод анализа качества усвоения понятий, разработанный А.В. Усовой. Для изучения динамики формирования астрономических знаний с учетом степени важности отдельных признаков понятий и общей корректности результатов опроса мы выделили в анкете отдельные группы вопросов, проверяющих уровень сформированности основных, главных, и дополнительных, второстепенных признаков фундаментальных астрономических понятий.
Коэффициент полноты усвоения понятий определяется из формулы: , где n(i) - количество существенных признаков понятия, выделенных i-м учеником; n - количество подлежащих усвоению признаков; N - количество опрошенных учеников.
<< Предыдущая |