Астронет: А. Ю. Румянцев/МаГУ Методика преподавания астрономии в средней школе http://variable-stars.ru/db/msg/1177040/chapter5_03.html |
<< Предыдущая |
Альтернативные варианты поурочного планирования:
1. В.И. Зинковский [69]:
N N уроков |
Тема урока |
Узловые вопросы |
Демонстрации и ТСО |
Межпредметные связи, повторение |
Задание на дом |
12/1 |
Телескопы и радиотелескопы |
Устройство и назначение оптических и радиотелескопов, их характеристики и основные параметры. Отличительные особенности радиотелескопов |
Таблицы "Наблюдения и телескопы", "Радиоастрономия". Демонстрационная подвижная карта звездного неба. Кадры из диафильма "Методы астрофизических исследований". Кинофрагмент "Радиотелескопы" |
Прямолинейное распространение, отражение, преломление света. Построение изображений, даваемых тонкой линзой. Фотоаппарат (физика, VII кл.). Электромагнитные волны и скорость их распространения. Радиоволны. Химическое действие света (физика, X кл.) |
§ 2 (1), 14 (2) |
13/2 |
Обсерватории. Понятие о внеатмосферной астрономии |
Прозрачность земной атмосферы для электромагнитного излучения. Всеволновой характер современной астрономии. Особенности регистрации электромагнитных излучений с помощью космических аппаратов |
Таблицы "Астрономические наблюдения и телескопы", "Радиоастрономия", "Космические исследования". Кинофрагмент "Крупнейший в мире телескоп" |
Свойства электромагнитных волн. Энергия электромагнитной волны. Плотность потока излучения. Применение фотоэффекта в технике. Химическое действие света и его применение (физика, X кл.) |
§ 14 (1, 4) |
14/3 |
Исследование электромагнитного излучения небесных тел. Определение физических свойств и скорости движения небесных тел по их спектрам |
Спектры тел (сплошной, линейчатый). Метод спектрального анализа. Эффект Доплера. Решение задач – упр. 14 (1, 2) |
Таблицы "Спектральные исследования", "Солнце". Спектральный прибор. Схема образования линий поглощения в спектре планеты, фотографии планетных спектров, планет. Фрагменты из кинофильма или диафильма "Волновые свойства света" |
Дифракция и дисперсия света. Испускание и поглощение света, квантовые постулаты Бора. Непрерывный и линейчатый спектры, спектры испускания и поглощения. Спектральный анализ и его применение (физика, X кл.) |
§ 14 Задание 6 |
2. Пособие "Методика преподавания астрономии в средней школе" [174]: методы и инструменты астрономических исследований изучаются на втором уроке вводной части курса астрономии:
Урок 2 (1). "Применение спектрального анализа в астрономии"
- Электромагнитные колебания и средства их анализа.
- Оптический диапазон и получение спектра.
- Виды спектров.
- Принцип Доплера-Физо.
- Закон Вина и определение температуры Солнца и звезд.
7. Астрономические обсерватории.
3. Пособие "Методика преподавания астрономии в средней школе" [167]: методика формирования понятий о методах и инструментах астрономических исследований не выделяется в отдельный раздел и рассматривается в основном в методике проведения вводных уроков.
4. Е.П. Левитан [123]
Урок 12 (1). Телескопы и фотография
Цель урока: рассказать о назначении, оптических свойствах телескопов и их роли в современной астрономии.
План урока:
- Назначение и принцип устройства телескопов.
- Основные телескопические системы.
- Оптические свойства телескопа.
- Роль астрофотографии.
Урок 13 ( 2). Понятие о спектральном анализе и радиоастрономии
Цель урока: разъяснить значение спектрального анализа и радиометодов для современной астрономии.
План урока:
- Спектроскоп и спектрограф.
- Виды спектров.
- Определение химического состава и температуры небесных тел.
- Определение лучевых скоростей небесных тел.
- Понятие о радиоастрономических исследованиях.
- Советские обсерватории.
<< Предыдущая |