Astronet Астронет: А. Ю. Румянцев/МаГУ Методика преподавания астрономии в средней школе
http://variable-stars.ru/db/msg/1177040/chapter4_07.html
Методика преподавания астрономии
<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

Альтернативные варианты поурочного планирования:

1. В.И. Зинковский [69]:

N N уроков

Тема урока

Узловые вопросы

Демонстрации и ТСО

Межпредметные связи, повторение

Задание на дом

7/1

Борьба на научное мировоззрение. Состав и строение Солнечной системы

Геоцентрическая система мира. Гелиоцентризм Н. Коперника – революционный переворот в науке и мировоззрении. Борьба ученых с церковью (Дж. Бруно, Г. Галилей, М.В. Ломоносов). Сведения о телах, входящих в состав Солнечной системы

Таблица "Солнечная система". Стержневая модель планетной системы. Диапозитивы или кадры диафильмов – петлеобразное движение планеты, гелиоцентрическая система, открытия Галилея. Фрагменты кинофильмов "Планетная система", "Астрономия и мировоззрение", "Видимая петля Марса"

Представления о Земле в Древнем мире и Средние века (история, 5-6 кл.). Солнечная система, ее состав; планеты, метеоры, метеориты (природоведение, 5 кл.). Борьба церкви против передовой науки (история, 6 кл.)

§ 8, 9 задание 4

8/2

Конфигурации и условия видимости планет. Законы Кеплера

Внутренние и внешние планеты. Соединения и противостояния. Синодический период обращения планеты, его вычисление для внутренней и внешней планеты. Законы движения планет и искусственных небесных тел. Разбор задачи на с. 38 учебника, упр. 7 (2), упр. 8 (2)

Таблицы "Солнечная система", "Космические полеты". Диапозитивы или кадры диафильмов: конфигурации и фазы внутренних планет. Модель планетной системы (стержневой планетарий)

Планеты (природоведение, 5 кл.). Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью, период и частота. Движение ИСЗ. Расчет I космической скорости (физика, 9 кл.). Эллипс как проекция окружности, построение овала черчение, 7 кл.). Длина окружности, площадь круга математика, 6 кл.). Движение под действием силы тяжести. Движение ИСЗ физика, 9 кл.)

§ 10, 11, упр. 7, 8

9/3

Закон Всемирного тяготения и его следствия

Космические скорости: круговая, параболическая, гиперболическая. Формы орбит. Возмущения в движении планет. Открытие Нептуна. Теория приливов. Масса и плотность Земли. Определение масс небесных тел. Третий уточненный закон Кеплера

Таблицы "Солнечная система", "Космические полеты". Диапозитивы или кадры диафильмов: возмущения в движении планет, положения планет Урана и Нептуна на орбитах у эпоху открытия Нептуна. Фрагменты кинофильмов "Космические полеты", "Приливы и отливы"

Закон Всемирного тяготения, сила тяжести. Масса. Сложение сил (физика, 9 кл.). Гидросфера (география, 6 кл.)

§ 13, упр. 12 (2), 13

10/4

Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе

Среднее расстояние от Земли до Солнца. Метод радиолокации. Геометрический способ определения расстояний, параллактическое смещение. Размер и форма Земли. Градусные измерения в геодезии. Параллакс, определение размеров светил

Таблица "Солнечная система". Теодолит (или другой угломерный инструмент). Диапозитивы или кадры диафильмов: параллакс Луны, радиолокация Луны и других тел Солнечной системы. Фрагмент кинофильма "Радиолокация"

Градусная и радианная меры угла, смежные и вертикальные углы. Шар и сфера (математика, 5, 7, 10, 11 кл.). Расстояние от Земли до Луны и Солнца. Сравнительные размеры Солнца и Земли, Земли и Луны природоведение, 5 кл.). Скорость распространения электромагнитных волн. Метод радиолокации (физика, 11 кл.)

§ 12, упр. 10 (2), 11(5), задание 5

11/5

Обобщение материала

Решение задач и упражнений из II, III разделов. В конце урока – письменная работа (на 20 мин.)

2. Пособие "Методика преподавания астрономии в средней школе" [174].

I вариант поурочного планирования:

Урок 6 (1). Борьба за становление гелиоцентризма.

Цель урока: рассказать о развитии гелиоцентрических представлений.

План изложения нового материала:

1. Краткие сведения о телах, входящих в состав Солнечной системы.
2. Геоцентрические представления о мире.
3. Реакционная сущность геоцентризма (антропоцентризм).
4. Создание Коперником гелиоцентрической системы – революция в мировоззрении.
5. Значение научной и просветительской деятельности Д. Бруно, Г. Галилея, М.В. Ломоносова.

Задание на дом: §§ 6, 10; нарисовать план Солнечной системы.

Урок 7 (2). Конфигурации и синодические периоды обращения планет.

Законы движения планет и искусственных небесных тел.

Цель урока: объяснить периодичность видимого расположения планет и основные законы их орбитального движения (законы Кеплера); показать применимость этих законов к движению искусственных небесных тел.

План изложения нового материала:

1. Основные конфигурации внутренних и внешних планет, различия их конфигураций и условий видимости.
2. Периодичность повторения конфигураций. Звездный и синодический периоды обращения планет.
3. Законы Кеплера, их открытие и значение.

Задание на дом: §§ 7, 8. Упр. 5, N 1; упр. 6, N 1.

Урок 8 (3). Закон Всемирного тяготения и его следствия.

Цель урока: разъяснить значение закона Всемирного тяготения для решения ряда астрономических проблем.

План изложения нового материала:

1. Открытие Ньютоном закона Всемирного тяготения и его проверка.
2. Невозмущенное и возмущенное движения. Открытие Нептуна и Плутона.
3. Приливы и отливы, их объяснение и роль в эволюции системы Земля-Луна.
4. Уточненный третий закон Кеплера. Определение масс небесных тел.

Задание на дом: §§ 9. Упр. 7, N 1.

Урок 9 (4). Элементы космонавтики.

Цель урока: показать основные отличительные особенности отбит ИСЗ и траекторий полета космических аппаратов (КА) к Луне и планетам.

План изложения нового материала:

1. Космические скорости (повторение).
2. Орбиты и скорости ИСЗ.
3. Полеты КА к Луне.
4. Траектории межпланетных перелетов.

Задание на дом: повторить §§ 7, 9. Упр. 5, N 2. Определить сроки, удобные для полетов на Марс и Венеру в ближайшем будущем.

Урок 10 (5).Форма и движение Земли. Ее размеры и масса.

Цель урока: сообщить основные данные о Земле, рассказать о методах их получения и доказательствах вращения и обращения Земли.

План изложения нового материала:

  1. Градусные измерения и триангуляция.
  2. Определение массы и плотности Земли.
  3. Доказательства вращения Земли.
  4. Доказательства обращения Земли вокруг Солнца.

Задание на дом: повторить § 11. Упр. 8, N 1; упр. 10, N 1.

Урок 11 (6). Определение расстояний и размеров тел Солнечной системы.

Цель урока: разъяснить методы определения расстояний и размеров небесных тел.

План изложения нового материала:

1. Определение расстояний до небесных тел, параллактическое смещение и параллакс.
2. Определение размеров небесных тел.
3. Определение астрономической единицы на основе тригонометрического параллакса и радиолокационных измерений.

Задание на дом: повторить § 12. Упр. 11, N 1; упр. 12, N 1.

Урок 12 (7). Контрольная работа по теме "Строение Солнечной системы".

3. Е.П. Левитан [123]

Урок 4 (1). Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.

Цель урока: рассказать об открытии Коперника и борьбе за гелиоцентрическое мировоззрение.

План урока:

  1. Астрономия в древности и религиозные суеверия.
  2. Сущность геоцентрической системы мира.
  3. Сущность и значение гелиоцентрической системы мира.
  4. Борьба за гелиоцентрическое мировоззрение.

Урок 5 (2). Истинное движение планет и законы Кеплера.

Цель урока: объяснить видимое движение планет и основные законы орбитального движения планет.

План урока:

  1. Объяснение видимого движения планет.
  2. Конфигурации планет.
  3. Законы Кеплера.

Урок 6 (3).Форма и движение Земли.

Цель урока: сообщить учащимся сведения о форме, размерах и двух основных движениях Земли.

План урока:

  1. Форма и размеры Земли.
  2. Доказательства вращения Земли вокруг оси.
  3. Доказательства обращения Земли вокруг Солнца.

Урок 7 (4).Определение расстояний до небесных тел и размеров небесных тел.

Цель урока: дать понятие об определении расстояний до небесных тел по их параллаксам.

План урока:

  1. Определение расстояний до тел Солнечной системы.
  2. Определение расстояний до звезд.
  3. Определение размеров тел Солнечной системы.

Урок 8 (5).Закон Всемирного тяготения и его следствия.

Цель урока: разъяснить роль закона Всемирного тяготения для решения различных вопросов астрономии.

План урока:

  1. Закон Всемирного тяготения.
  2. Уточнение Ньютоном законов Кеплера.
  3. Объяснение приливов и отливов.
  4. Возмущения в движении планет.

Урок 9 (6).Теоретические основы запуска искусственных спутников Земли и космических ракет.

Цель урока: показать, что движение искусственных небесных тел так же, как и планет и их спутников, происходит под действием сил одной природы – сил тяготения.

План урока:

  1. Космические скорости.
  2. Зависимость формы орбиты от начальной скорости.

Урок 10 (7). Достижения Советского Союза в освоении космического пространства.

Цель урока: систематизировать знания учащихся об освоении космического пространства и показать первенство нашей страны в покорении космоса.

План урока:

  1. Задачи запуска ИСЗ и космических ракет.
  2. Основные этапы исследования космического пространства.
  3. Важнейшие результаты, полученные с ИСЗ и космическими ракетами.
  4. Перспективы космических исследований.
<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

Rambler's Top100 Яндекс цитирования