Астронет: А. Ю. Румянцев/МаГУ Методика преподавания астрономии в средней школе http://variable-stars.ru/db/msg/1177040/chapter4_07.html |
<< Предыдущая |
Альтернативные варианты поурочного планирования:
1. В.И. Зинковский [69]:
N N уроков |
Тема урока |
Узловые вопросы |
Демонстрации и ТСО |
Межпредметные связи, повторение |
Задание на дом |
7/1 |
Борьба на научное мировоззрение. Состав и строение Солнечной системы |
Геоцентрическая система мира. Гелиоцентризм Н. Коперника – революционный переворот в науке и мировоззрении. Борьба ученых с церковью (Дж. Бруно, Г. Галилей, М.В. Ломоносов). Сведения о телах, входящих в состав Солнечной системы |
Таблица "Солнечная система". Стержневая модель планетной системы. Диапозитивы или кадры диафильмов – петлеобразное движение планеты, гелиоцентрическая система, открытия Галилея. Фрагменты кинофильмов "Планетная система", "Астрономия и мировоззрение", "Видимая петля Марса" |
Представления о Земле в Древнем мире и Средние века (история, 5-6 кл.). Солнечная система, ее состав; планеты, метеоры, метеориты (природоведение, 5 кл.). Борьба церкви против передовой науки (история, 6 кл.) |
§ 8, 9 задание 4 |
8/2 |
Конфигурации и условия видимости планет. Законы Кеплера |
Внутренние и внешние планеты. Соединения и противостояния. Синодический период обращения планеты, его вычисление для внутренней и внешней планеты. Законы движения планет и искусственных небесных тел. Разбор задачи на с. 38 учебника, упр. 7 (2), упр. 8 (2) |
Таблицы "Солнечная система", "Космические полеты". Диапозитивы или кадры диафильмов: конфигурации и фазы внутренних планет. Модель планетной системы (стержневой планетарий) |
Планеты (природоведение, 5 кл.). Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью, период и частота. Движение ИСЗ. Расчет I космической скорости (физика, 9 кл.). Эллипс как проекция окружности, построение овала черчение, 7 кл.). Длина окружности, площадь круга математика, 6 кл.). Движение под действием силы тяжести. Движение ИСЗ физика, 9 кл.) |
§ 10, 11, упр. 7, 8 |
9/3 |
Закон Всемирного тяготения и его следствия |
Космические скорости: круговая, параболическая, гиперболическая. Формы орбит. Возмущения в движении планет. Открытие Нептуна. Теория приливов. Масса и плотность Земли. Определение масс небесных тел. Третий уточненный закон Кеплера |
Таблицы "Солнечная система", "Космические полеты". Диапозитивы или кадры диафильмов: возмущения в движении планет, положения планет Урана и Нептуна на орбитах у эпоху открытия Нептуна. Фрагменты кинофильмов "Космические полеты", "Приливы и отливы" |
Закон Всемирного тяготения, сила тяжести. Масса. Сложение сил (физика, 9 кл.). Гидросфера (география, 6 кл.) |
§ 13, упр. 12 (2), 13 |
10/4 |
Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе |
Среднее расстояние от Земли до Солнца. Метод радиолокации. Геометрический способ определения расстояний, параллактическое смещение. Размер и форма Земли. Градусные измерения в геодезии. Параллакс, определение размеров светил |
Таблица "Солнечная система". Теодолит (или другой угломерный инструмент). Диапозитивы или кадры диафильмов: параллакс Луны, радиолокация Луны и других тел Солнечной системы. Фрагмент кинофильма "Радиолокация" |
Градусная и радианная меры угла, смежные и вертикальные углы. Шар и сфера (математика, 5, 7, 10, 11 кл.). Расстояние от Земли до Луны и Солнца. Сравнительные размеры Солнца и Земли, Земли и Луны природоведение, 5 кл.). Скорость распространения электромагнитных волн. Метод радиолокации (физика, 11 кл.) |
§ 12, упр. 10 (2), 11(5), задание 5 |
11/5 |
Обобщение материала |
Решение задач и упражнений из II, III разделов. В конце урока – письменная работа (на 20 мин.) |
2. Пособие "Методика преподавания астрономии в средней школе" [174].
I вариант поурочного планирования:
Урок 6 (1). Борьба за становление гелиоцентризма.
Цель урока: рассказать о развитии гелиоцентрических представлений.
План изложения нового материала:
1. Краткие сведения о телах, входящих в состав Солнечной системы.2. Геоцентрические представления о мире.
3. Реакционная сущность геоцентризма (антропоцентризм).
4. Создание Коперником гелиоцентрической системы – революция в мировоззрении.
5. Значение научной и просветительской деятельности Д. Бруно, Г. Галилея, М.В. Ломоносова.
Задание на дом: §§ 6, 10; нарисовать план Солнечной системы.
Урок 7 (2). Конфигурации и синодические периоды обращения планет.
Законы движения планет и искусственных небесных тел.
Цель урока: объяснить периодичность видимого расположения планет и основные законы их орбитального движения (законы Кеплера); показать применимость этих законов к движению искусственных небесных тел.
План изложения нового материала:
1. Основные конфигурации
внутренних и внешних планет, различия их
конфигураций и условий видимости.
2. Периодичность повторения конфигураций.
Звездный и синодический периоды обращения
планет.
3. Законы Кеплера, их открытие и значение.
Задание на дом: §§ 7, 8. Упр. 5, N 1; упр. 6, N 1.
Урок 8 (3). Закон Всемирного тяготения и его следствия.
Цель урока: разъяснить значение закона Всемирного тяготения для решения ряда астрономических проблем.
План изложения нового материала:
1. Открытие Ньютоном закона Всемирного тяготения и его проверка.2. Невозмущенное и возмущенное движения. Открытие Нептуна и Плутона.
3. Приливы и отливы, их объяснение и роль в эволюции системы Земля-Луна.
4. Уточненный третий закон Кеплера. Определение масс небесных тел.
Задание на дом: §§ 9. Упр. 7, N 1.
Урок 9 (4). Элементы космонавтики.
Цель урока: показать основные отличительные особенности отбит ИСЗ и траекторий полета космических аппаратов (КА) к Луне и планетам.
План изложения нового материала:
1. Космические скорости (повторение).2. Орбиты и скорости ИСЗ.
3. Полеты КА к Луне.
4. Траектории межпланетных перелетов.
Задание на дом: повторить §§ 7, 9. Упр. 5, N 2. Определить сроки, удобные для полетов на Марс и Венеру в ближайшем будущем.
Урок 10 (5).Форма и движение Земли. Ее размеры и масса.
Цель урока: сообщить основные данные о Земле, рассказать о методах их получения и доказательствах вращения и обращения Земли.
План изложения нового материала:
- Градусные измерения и триангуляция.
- Определение массы и плотности Земли.
- Доказательства вращения Земли.
- Доказательства обращения Земли вокруг Солнца.
Задание на дом: повторить § 11. Упр. 8, N 1; упр. 10, N 1.
Урок 11 (6). Определение расстояний и размеров тел Солнечной системы.
Цель урока: разъяснить методы определения расстояний и размеров небесных тел.
План изложения нового материала:
1. Определение расстояний до небесных тел, параллактическое смещение и параллакс.2. Определение размеров небесных тел.
3. Определение астрономической единицы на основе тригонометрического параллакса и радиолокационных измерений.
Задание на дом: повторить § 12. Упр. 11, N 1; упр. 12, N 1.
Урок 12 (7). Контрольная работа по теме "Строение Солнечной системы".
3. Е.П. Левитан [123]
Урок 4 (1). Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.
Цель урока: рассказать об открытии Коперника и борьбе за гелиоцентрическое мировоззрение.
План урока:
- Астрономия в древности и религиозные суеверия.
- Сущность геоцентрической системы мира.
- Сущность и значение гелиоцентрической системы мира.
- Борьба за гелиоцентрическое мировоззрение.
Урок 5 (2). Истинное движение планет и законы Кеплера.
Цель урока: объяснить видимое движение планет и основные законы орбитального движения планет.
План урока:
- Объяснение видимого движения планет.
- Конфигурации планет.
- Законы Кеплера.
Урок 6 (3).Форма и движение Земли.
Цель урока: сообщить учащимся сведения о форме, размерах и двух основных движениях Земли.
План урока:
- Форма и размеры Земли.
- Доказательства вращения Земли вокруг оси.
- Доказательства обращения Земли вокруг Солнца.
Урок 7 (4).Определение расстояний до небесных тел и размеров небесных тел.
Цель урока: дать понятие об определении расстояний до небесных тел по их параллаксам.
План урока:
- Определение расстояний до тел Солнечной системы.
- Определение расстояний до звезд.
- Определение размеров тел Солнечной системы.
Урок 8 (5).Закон Всемирного тяготения и его следствия.
Цель урока: разъяснить роль закона Всемирного тяготения для решения различных вопросов астрономии.
План урока:
- Закон Всемирного тяготения.
- Уточнение Ньютоном законов Кеплера.
- Объяснение приливов и отливов.
- Возмущения в движении планет.
Урок 9 (6).Теоретические основы запуска искусственных спутников Земли и космических ракет.
Цель урока: показать, что движение искусственных небесных тел так же, как и планет и их спутников, происходит под действием сил одной природы – сил тяготения.
План урока:
- Космические скорости.
- Зависимость формы орбиты от начальной скорости.
Урок 10 (7). Достижения Советского Союза в освоении космического пространства.
Цель урока: систематизировать знания учащихся об освоении космического пространства и показать первенство нашей страны в покорении космоса.
План урока:
- Задачи запуска ИСЗ и космических ракет.
- Основные этапы исследования космического пространства.
- Важнейшие результаты, полученные с ИСЗ и космическими ракетами.
- Перспективы космических исследований.
<< Предыдущая |