Астронет: А. Ю. Румянцев/МаГУ Методика преподавания астрономии в средней школе http://variable-stars.ru/db/msg/1177040/chapter3_9_1.html |
<< Предыдущая |
Альтернативные варианты поурочного планирования:
1. В.И. Зинковский [69]:
N N уроков с начала года и в теме |
Тема урока |
Узловые вопросы |
Демонстрации и ТСО |
Межпредметные связи, повторение |
Задание на дом |
||||||
2/1 |
Созвездия. Звездные карты. Небесные координаты |
Понятие созвездия. Различие звезд по яркости (светимости), цвету. Звездная величина. Видимое суточное движение звезд. Небесная сфера, ее основные точки, линии, плоскости. Звездная карта. Экваториальная система координат |
Настенная карта звездного неба; небесный и географический глобусы; атлас звездного неба; модель небесной сферы; диапозитивы, рисунки и фотографии созвездий |
Звезды, созвездия, Полярная звезда , созвездия Большой и Малой Медведицы; горизонт, плоскость и стороны горизонта; суточное и годичное движение Земли (природоведение, 3-5 кл). Меридианы и параллели, ориентирование с их помощью по карте. Различие в изображении на глобусе и карте. Географические координаты (география, 6 кл) |
В.-В.: § 3, упр. 1, задание 1. |
||||||
Первое вечернее наблюдение |
|||||||||||
3/2 |
Определение географической широты по астрономическим наблюдениям |
Высота полюса мира над горизонтом. Суточное движение светил на разных широтах невосходящие, восходяще-заходящие, незаходящие звезды и созвездия. Кульминации. Истинные полдень и полночь. Высота светила в кульминации. Разбор задачи: с. 18-19 учебника, упр. 3 (2, 4) |
Модель небесной сферы; атлас звездного неба; настенная карта звездного неба; географические глобус и карта полушарий Земли. Высотомер, школьный теодолит |
Ориентирование на местности. Суточное движение Земли (природоведение, 3-5 кл.). Градусная мера угла, транспортир, построение углов заданной величины (математика, 3-5 кл.) |
В.-В.: § 4 , упр. 2, 3 (1, 3), задание 2 |
||||||
Второе вечернее наблюдение |
|||||||||||
4/3 |
Эклиптика. Видимые движения Солнца и Луны |
Видимые движения Солнца, Луны, звезд, планет. Причина "запаздывания" кульминаций. Эклиптика. Солнцестояния и равноденствия. Зодиакальные созвездия. Собственное движение Земли, Луны, планет |
Модель небесной сферы; атлас звездного неба; настенная карта звездного неба; географический глобус Земли. Высотомер, школьный теодолит |
Суточное и годовое движение Земли. Луна – спутник Земли (природоведение, 3-5 кл.). Природно-климатические закономерности (география, 6 кл.). Движение по окружности: период и частота (физика, 9 кл.) |
В.-В.: § 5, упр. 4 (2), задание 3 |
||||||
6/5 |
Элементы практической астрономии. Время и календарь |
Средняя длительность солнечных суток. Службы Солнца и точного времени. Применение астрономии в картографии. Солнечный год. Юлианский и григорианский календари. Самостоятельная работа (10-15 мин). |
Модель небесной сферы; настенная карта звездного неба; географический глобус Земли. Маятниковые и солнечные часы. Метроном, секундомер, кварцевые часы. Карты и фотографии земной поверхности. Таблица "Земля в космическом пространстве" |
Географические координаты, счет времени и способы ориентирования, картографическая проекция (география, 6-8 кл.) Колебательное движение (физика, 8 кл.) |
В.-В.: § 7 |
2. Пособие "Методика преподавания астрономии в средней школе" [174].
I вариант поурочного планирования:
Урок 1(1). Звездное небо
Цель урока: познакомить учащихся с созвездиями и наиболее яркими звездами, звездными картами, суточным вращением неба; показать возможность проведения на небе угловых измерений.
План изложения нового материала:
- Угловые измерения на небе.
- Видимое суточное движение звезд. Созвездия.
- Изображение звездного неба на звездных картах. Основные точки и круги небесной сферы.
Задание на дом: §2 (1,2), 3 (1-3).
Урок 2(2). Вид звездного неба на различных широтах
Цель урока: Объяснить зависимость высоты полюса мира над горизонтом от географической широты и дать понятие о суточном движении светил на различных широтах.
План изложения нового материала:
- Связь высоты полюса мира с географической широтой.
- Кульминации. Восход и заход светил.
- Суточное движение светил на различных широтах.
Задание на дом: §3 (4-6). Смонтировать подвижную карту звездного неба и с ее помощью определить момент верхней кульминации нескольких ярких звезд в заданный день года.
Урок 3(3). Небесные координаты. Эклиптика
Цель урока: объяснить принцип определения положения светил на небе по их координатам; дать понятие о видимом годичном движении Солнца на эклиптике.
План изложения нового материала:
- Экваториальные координаты (склонение и прямое восхождение) и их аналогия с географическими координатами.
- Видимое движение Солнца, Луны и планет на фоне звезд. Эклиптика.
Задание на дом: § 4, 5 (1). Упр. 3, N 1- 3.
Урок 4(4). Элементы практической астрономии
Цель урока: дать понятие о счете времени и применении астрономии в геодезии и картографии.
План изложения нового материала:
- Основные единицы измерения времени.
- Зависимость вида неба от времени и положения на Земле.
- Принципы определения географической широты и долготы. Понятие о применении астрономии в картографии и навигации.
Задание на дом: § 3 (4), 5 (2-4). Упр. 4, N 1-3.
II вариант поурочного планирования:
Урок 1. Звездное небо и звездная карта
План изложения нового материала:
- Небесная сфера (угловые измерения на сфере, ось мира, небесный экватор).
- Экваториальные координаты.
- Модель небесной сферы и звездная карта.
- Работа с координатной сеткой карты.
Задание на дом: § 3 (1-3 – до определения оси мира), 5 (1). Упр. 3, N 1-2. Изготовить накладной круг к звездной карте.
Урок 2. Вращение Земли и условия видимости звезд
План изложения нового материала:
- Отвесная линия и горизонт.
- Высота и азимут светила.
- Вид звездного неба на полюсе и на экваторе Земли.
- Суточное движение звезд для наблюдателя в средних широтах. Высота полюса мира над горизонтом.
- Кульминации. Небесный меридиан, стороны горизонта. Связь географической широты места и высоты светила в кульминации. Принцип определения широты.
- Работа с подвижной картой звездного неба.
Задание на дом: § 3 (3-5), 5 (2). Упр. 1, N 1, 2; упр. 3, N 1-3.
Урок 3. Обращение Земли вокруг Солнца и связанные с ним явления.
Эклиптика и "блуждающие" светила
План изложения нового материала:
- Годичное движение Земли. Эклиптика. Зодиакальные созвездия.
- Небесные явления, связанные с изменением экваториальных координат Солнца в течение года.
- Видимое движение планет.
Задание на дом: § 4, 5 (2).
Урок 4. Понятие о способах счета времени и практических применениях астрономии
План изложения нового материала:
- Солнечные сутки. Задачи Службы Времени.
- Местное, поясное и декретное время.
- Принцип определения географической долготы.
- Некоторые задачи практической астрономии.
- Календарь.
Задание на дом: § 5 (3, 4).
Из замечаний к II варианту поурочного планирования:
Урок 1. Звездное небо и звездная карта
План изложения нового материала:
- Небесная сфера (угловые измерения на сфере, ось мира, небесный экватор).
- Экваториальные координаты.
- Модель небесной сферы и звездная карта.
- Работа с координатной сеткой карты.
Задание на дом: § 3 (1-3 – до определения оси мира), 5 (1). Упр. 3, N 1-2. Изготовить накладной круг к звездной карте.
3. Е.П. Левитан [119]
Урок 1(1). Звездное небо
План изложения нового материала:
1. Звездное небо. Его суточное вращение. Различие звезд по блеску и цвету. Созвездия.
2. Изображение звездного неба на звездных картах. Основные точки и круги небесной сферы.
3. Определение широты.
4. Кульминации. Восход и заход светил.Урок 1 (2 вариант). Небесная сфера и ее значение для практики
Цель урока: обосновать практическую необходимость ведения понятия небесной сферы и рассмотреть ее основные линии и точки.
План изложения нового материала:
- Суточное вращение неба как отражение вращения Земли.
- Понятие о небесной сфере и измерениях на ней.
- Основные линии и точки небесной сферы.
Урок 2. Небесная сфера и Земля
Цель урока: объяснить связь между линиями небесной сферы и Земли и дать предварительное понятие о видимом движении светил.
План изложения нового материала:
- Линии небесной сферы и Земли.
- Кульминации светил.
- Ориентировка на местности по Солнцу и звездам.
- Понятие о видимом перемещении Луны и планет.
<< Предыдущая |