Astronet Астронет: М. Е. Набоков Методика преподавания астрономии
http://variable-stars.ru/db/msg/1174656/chapter6-4.html
Методика преподавания астрономии
<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

§ 43. Плоскость меридиана.

Следующей ступенью изучения основ сферической астрономии является знакомство с плоскостью меридиана и связанными с нею понятиями. Понятие плоскости меридиана и линии небесного меридиана легко вывести из известного уже учащимся суточного вращения небесной сферы. Действительно, плоскость небесного меридиана делит небосвод на две равные части - восходящих и заходящих светил. Отсюда же вытекает и необходимость прохождения этой плоскости через полюс, зенит и точку наблюдения.

Разъяснить сущность полуденной линии можно чисто геометрически, как пересечение плоскости меридиана и горизонта. Но такое объяснение недостаточно; оно должно быть связано с суточным движением. Поэтому более рационально сначала дать объяснение и определение моментов кульминаций светил, и после этого ввести понятие полуденной линии, представив его и чисто геометрически, и как направление тени гномона в момент кульминации Солнца. При этом коротко следует сказать о способе определения полуденной линии, но более подробное ознакомление с ним надо перенести на практические занятия.

Направление географического меридиана объясняется учителем как направление полуденной линии; тут же указываются и все основные направления, включая и промежуточные (северо-восток, юго-восток и. т. д.). Надо обратить внимание на расположение линии экватора по отношению к плоскости горизонта и объяснить, что она проходит всегда через точки востока и запада. Так как учащиеся знают свойство магнитной стрелки располагаться по линии меридиана и нередко придают этому абсолютное значение, нужно указать, что точное определение направления на север может быть сделано лишь астрономическими способами.

И в этой части изложения необходимы наглядность и установление связи с основными линиями на поверхности Земли. Наглядно иллюстрировать все эти понятия можно, пользуясь указанными выше пособиями и моделью горизонта и небосвода, изготовленной из картона (рис. 59). Эта же модель, перенесённая на географический глобус, может послужить для демонстрирования полуденной линии, как линии земного меридиана, плоскости небесного меридиана, как плоскости земного меридиана, продолженного за пределы поверхности Земли, и плоскости экватора, как плоскости, параллельной плоскости земного экватора.

По мере того как объясняются и наглядно показываются все эти определения, учитель должен приучать учеников к обычным чертежам на доске и в перспективе, и в сечении плоскостью меридиана. Но при этом следует помнить, что чертёж должен быть сделан после демонстрирования моделей.

Чтобы учащиеся конкретно представляли себе все эти основные направления, полезно и самому учителю их показывать в классе, и приучать к этому учеников. Делается это так: учитель, включив висячую лампу в классе и отметив на полу "место наблюдения", говорит: "Представим себе, что это - Полярная звезда", и показывает указкой или даже просто рукой направление оси мира, точки горизонта, зенит, двигая указку в плоскости меридиана - небесный меридиан, полуденную линию (её тут же можно провести на полу мелом), небесный экватор.

Необходимо провести проверку знаний учащихся по основным понятиям сферической астрономии. Проверка вопросами не даёт, в сущности, уверенных результатов: учащиеся более или менее бойко (в зависимости от прилежания и памяти на словесные определения) излагают формальные определения или делают чертежи, но нередко оказывается, что хорошо как будто отвечающий ученик не может показать, например, как проходит полуденная линия в данном месте земной поверхности, если ему дано направление на Полярную звезду.

Дополнительный способ проверки, неоднократно применявшийся автором этих строк, наиболее надёжный, заключается в том, что учащемуся даётся какой-нибудь из элементов этих основных понятий и предлагается показать руками все другие направления.

Например, учащийся вызывается перед классом, учитель указывает ему место, с которого он как бы наблюдает, и при этом говорит: "Представьте себе, что вы находитесь под открытым небом и видите Полярную звезду по направлению вот этого верхнего угла комнаты. Покажите руками, как расположится плоскость меридиана, ось мира, измерьте высоту полюса, покажите, где зенит места, где основные точки горизонта, как будет виден небесный экватор; проведите мелом по полу полуденную линию". Такого рода опрос не только выясняет, насколько учащийся усвоил эти понятия, но и является поучительным для всего класса. Конечно, вопросы должны для разных учащихся задаваться по-разному (можно, например, указать направление, по которому видно Солнце в полдень, и высоту полюса и т. п.).

Чтобы проверить постепенно знания всего класса, полезно в начале каждого урока первой части курса присоединять такие вопросы к обычному спрашиванию урока. Тратится на это 3-4 минуты, а результат получается ощутительный: учащиеся стараются уяснить эти понятия не только в словесной форме, и знания по практическим приложениям астрономии всё время закрепляются.

После изложения основных понятий, прежде чем переходить к следующей части, необходимо проверить, насколько хорошо учащиеся понимают связь этих понятий с шарообразной и вращающейся Землёй. В этом месте курса полезно провести повторение, подвести итоги и составить табличку для записи в тетрадях учащихся. В табличке должны быть записаны определения и рядом с ними указания па связь с земными линиями и направлениями.

<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

Rambler's Top100 Яндекс цитирования