Астронет: М. Е. Набоков Методика преподавания астрономии http://variable-stars.ru/db/msg/1174656/chapter6-18.html |
<< Предыдущая |
§ 57. Физика планет.
Раздел курса "Планеты" должен через представление общего сходства и частных различий планет подвести учащихся к восприятию космогонических гипотез.
Прежде чем приступить к описанию отдельных планет, учитель должен обратить внимание учащихся на необходимость знания ряда факторов, которые во многом обусловливают физические условия на планетах. К таким факторам следует отнести: 1) смена времён года (наклон оси к плоскости орбиты); 2) условия освещения Солнцем; 3) сила тяжести на поверхности планеты и вытекающая отсюда возможность существования атмосферы; 4) соотношения между объёмом (пропорциональным R3) и поверхностью (пропорциональной R2), что определяет отдачу теплоты планетой в пространстве, и 5) наибольшие угловые диаметры (с Земли), определяющие возможности изучения деталей в трубу.
Перед описанием планет и частных условий возможности на них жизни учитель должен предварительно объяснить учащимся современное учение о жизни, как способе существования белковых тел, "существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой" (Ф. Энгельс, Диалектика природы, 1952, стр. 244). При подготовке к этому уроку учителю астрономии полезно посоветоваться с учителем биологии. Это необходимо для того, чтобы не тратить времени на пересказ уже известного учащимся, а также и для того, чтобы получить полезные советы. Надо, чтобы учащиеся поняли неизбежность возникновения жизни, условия этого и дальнейшее её развитие, зависящее от физического состояния планеты. Следует также указать, что поскольку мы это знаем, флора и фауна взаимно связаны, и обнаружение одной из них даёт основание предполагать существование и другой.
Таким образом, учитель астрономии должен установить принципиальную возможность жизни на всех небесных телах, где есть, были или будут условия для существования белковых тел, и отсюда выделить частный случай существования высшей органической жизни, подобной той, что существует на Земле, которой главным образом и интересуются учащиеся.
Это изложение лучше всего сделать, показывая настенные таблицы по астрономии, чтобы, не утомляя учащихся числами, дать им хорошие предпосылки к рассказу о планетах.
Самый рассказ о планетах можно вести так, чтобы выделить три группы планет: 1) с данными наблюдений, недостаточными, чтобы дать определённый ответ о возможности жизни на них; 2) с данными наблюдений, указывающими на возможность жизни; 3) с данными наблюдений, опровергающими возможность жизни.
Такой порядок изложения имеет те выгоды, что даёт возможность объединенно рассматривать группы планет по физическим характеристикам (освещённость и её условия, наличие атмосферы). С другой стороны, он, однако, не даёт полной уверенности в отнесении некоторых планет к определённой группе. Поэтому можно принять и иной (обычно и применяемый) порядок рассмотрения планет - в порядке возрастания расстояний от Солнца, что соответствует уменьшению освещённости.
Описания планет, конечно, не должны сводиться только к вопросам обитаемости, но давать общее понятие о наблюдаемых подробностях на планетах, изменениях на поверхности. Надо проводить мысль не только о жизни на планетах, но и об изменяемости, эволюции самих планет, и тогда вопрос обитаемости будет связан со стадией развития планеты.
Наиболее рационально начать изложение с планет, на которых не обнаружено признаков, свидетельствующих о возможности жизни, - с Меркурия и Луны. Главное внимание должно быть обращено на описание особенностей поверхности Луны и физических условий на ней. Для лучшего понимания надо сделать рельефную модель поверхности Луны (область Моря Дождей) и показать её при различных освещениях. Знакомство с характерными лунными образованиями даст возможность кратко изложить теорию русского геолога А. П. Павлова. Отсутствие на Луне достаточной для жизни атмосферы следует объяснить как по данным наблюдений, так и малой силой тяжести на Луне. Юпитер и Сатурн должны быть представлены учащимся, как обнаруживающие постоянные изменения на поверхности с выводами о своеобразной атмосфере этих планет, исключающей возможность жизни. Особо следует объяснить структуру кольца Сатурна и указать, что наблюдения А.А. Белопольского доказали, что оно состоит из метеорной пыли.
Главное внимание следует уделить Венере и Марсу. Надо разъяснить прежде всего наблюдения М. В. Ломоносова прохождения Венеры по диску Солнца, показать соответствующий рисунок и рассказать, что светлую каёмку он первый в мире, с исключительной проникновенностью объяснил наличием атмосферы около Венеры. После этого учитель, указав на состав этой атмосферы, обнаруженный путём изучения спектра Венеры, делает вывод о сомнительности жизни на ней в настоящее время, не исключающей возможности её в будущем. При описании признаков жизни на Марсе ученикам надо сначала объяснить современный метод изучения поверхности светил путём сравнения окраски деталей с окраской земных пород. Самая лучшая демонстрация этого метода - показывание спектра отражённого света, но её не всегда возможно провести. Гораздо проще, но несколько дальше от спектрального метода демонстрация земных пород через цветные светофильтры. Учащиеся в этом случае убеждаются, что светофильтр лучше выявляет различия окраски, чем просто невооружённый глаз. Можно указать, что такой метод применяется при фотографировании планет. Это разъяснение метода облегчит рассказ об открытии Г.А. Тиховым растительности на Марсе, причём учитель имеет возможность указать, что Тихов применял и способ фотографирования через светофильтры, и изучение спектра зелёных частей поверхности планеты. Необходимо при этом обратить внимание на то, что цвет растительности Марса близок к цвету высокогорных и северных растений. Для наглядной иллюстрации желательно показать цветной диапозитив Марса и, закрывая объектив проекционного аппарата то красным, то зелёным, то синим светофильтром, дать наглядное доказательство различной видимости деталей. Особенно подходящим является цветной диапозитив с тремя видами Марса: в конце зимы, середине лета и конце лета. После этого объяснения учитель имеет основание напомнить связь флоры и фауны, сделать вывод о признаках жизни на Марсе и более суровых условиях её, чем на Земле.
<< Предыдущая |