Astronet Астронет: М. Е. Набоков Методика преподавания астрономии
http://variable-stars.ru/db/msg/1174656/chapter6-10.html
Методика преподавания астрономии
<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

§ 49. Движение Луны и затмения.

Смена лунных фаз известна учащимся по непосредственным наблюдениям, видимое же её движение по небесной сфере по большей части мало известно. Первой задачей учителя является изложение наблюдений, доказывающих видимое движение Луны, и установление связи между сменой лунных фаз и этим передвижением. Удобнее всего начать изложение с указания положения Луны по отношению к Солнцу при различных её фазах; приведя затем наблюдения передвижения Луны по отношению к звёздам, перейти к описанию движения Луны вокруг Земли. При этом необходимо дать понятие об орбите Луны, её плоскости и точках пересечения её с эклиптикой, показав модель лунной орбиты.

Особенно тщательно следует объяснить смену фаз Луны, применяя для этого пособия, описанные в § 42. Попутно следует объяснить и пепельный свет Луны, показав, как белый диск, отражая лучи лампы, даёт некоторое освещение затемнённой стороне мячика.

Физические причины затмений обычно бывают известны учащимся из курса географии и физики, однако часто эти сведения очень поверхностны. Их нужно не только восстановить в памяти, но и пополнить объяснением астрономических условий (наличие полнолуния или новолуния и близости к узлу). С этой целью, пользуясь моделью системы Земля - Луна, надо объяснить, что не всякое новолуние и полнолуние влечёт за собой явление затмения.

При описании лунных затмений следует указать и наглядно показать форму и размеры земной тени на Луне и при этом напомнить о значении вида этой тени для подтверждения шарообразности Земли.

При описании солнечных затмений следует продемонстрировать перемещение тени от мячика по поверхности вращающегося глобуса, использовав в качестве источника света небольшую матовую лампу. Такая демонстрация даст возможность учителю разъяснить малые размеры лунной тени и, при движении её по поверхности Земли, малую продолжительность солнечных затмений. Применяя матовую лампу, можно, поставив её на надлежащее расстояние, показать и тень, и полутень и объяснить видимость частных затмений.

При объяснении солнечных затмений полезно показать и разъяснить карты затмений.

Весьма важно разъяснить учащимся, что предвычисление затмений в настоящее время ведётся с большой точностью на основании знания законов движения Земли и Луны. Сначала учитель может указать на цикл, называемый саросом, и объяснить, что знание этого цикла даёт возможность предвидеть день затмения и по датам прошедших затмений рассчитать предстоящие. После этого надо сообщить учащимся, что у нас в СССР под руководством А. А. Михайлова ведётся точное предвычисление всех солнечных затмений, особенно же видимых на территории СССР.

Указание на предвычисление затмений является наиболее веским опровержением суеверий прошлого времени.

<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

Rambler's Top100 Яндекс цитирования