Астронет: М. Е. Набоков Методика преподавания астрономии http://variable-stars.ru/db/msg/1174656/chapter5-9.html |
<< Предыдущая |
§ 36. Модели солнечной системы.
Для наглядных пояснений строения солнечной системы надо заготовить ряд моделей, изображающих параллактические смещения звёзд. Для объяснения параллакса в книге А.П. Баранова "Школьный астрономический городок" даётся описание прибора из линзы и свечи, закреплённых на центробежной машине. Эта установка имеет тот недостаток, что с ней можно показать параллактическое смещение лишь для звезды в полюсе эклиптики. Изображённая на рисунке 46 установка, сделанная частично из деталей "Конструктора", устраняет этот недостаток: наклоном линзы легко продемонстрировать параллактическое смещение звезды для любого места небесной сферы. В этой модели Земля изображается электрической лампочкой, а изображение этой лампочки на потолке или на стене, полученное с помощью линзы, служит проекцией звезды на небо. Некоторый недостаток прибора заключается в том, что светящиеся объекты изображены несветящимися и наоборот. Однако наглядное представление он даёт.
Рис. 46. Установка для демонстрирования годичного параллакса (по А.И. Баранову с дополнениями М.Е. Набокова) |
Рис. 47. Способ демонстрирования годичного параллакса |
То же можно показать, не пользуясь специальным приспособлением, а лишь длинной палочкой-указкой и обычным физическим штативом. На демонстрационном столе чертится мелом окружность, а на штативе закрепляется кольцо, изображающее светило. Учитель, вставив указку в кольцо, другим концом её (рис. 47) обводит по окружности, предлагая учащимся следить за направлением указки и мысленно представлять себе пересечение направления её с потолком или стеной.
Большую наглядность можно получить, прикрепив к указке узкую трубочку, в которую вставлен патрон с маловольтной лампочкой. При этом способе легко показать изменение и размеров, и вида (окружность, эллипс) смещения, переставляя штатив и передвигая зажим с шариком.
При объяснении видимых и истинных движений планет можно наглядно показать видимые петлеобразные перемещения планет в связи с их действительными передвижениями по орбитам и с движением Земли. Для объяснения петлеобразных движений планет можно применить вышеуказанный способ при помощи указки, но при этом помощник (учащийся) передвигает штатив по окружности (соответствующей проекции орбиты на эклиптику).
Демонстрирование конфигураций планет и объяснения прямых и обратных передвижений обычно ведутся на чёрной доске мелом; большое количество линий, взаимно пересекающихся, ведёт к путанице и недостаточному пониманию. Гораздо удобнее и нагляднее для этой цели изготовить модели планет, установленные на иголках (тёмные шарики), причём около одной из них, изображающей Землю, укрепить на проволоке шарик, служащий моделью Луны. Солнце изображается маленькой электрической лампочкой, прикрытой сверху ширмой с круглым прорезом, закрытым матовым стеклом.
Рис.
48. Модель солнечной системы М.Е. Набокова. Вверху - вид спереди, внизу - вид сбоку. |
Рис. 49. Картонная модель плоскости орбиты. |
На доске делается чертёж орбит планет и заранее намечаются средние месячные дуги, проходимые ими (лучше изобразить орбиты Венеры, Земли и Марса). Накалывая в соответствующих местах шарики, можно пояснить все случаи взаимного расположения планет, причём освещение от средней лампочки - Солнца - даёт возможность очень хорошо продемонстрировать фазы планет, различные условия их видимости, затмения Луны и т. п. (рис. 48).
Вычерчивать орбиты нет необходимости - можно использовать готовый чертёж, из "Таблиц по астрономии".
Для демонстрирования фаз Меркурия и Венеры следует иметь белые или серые шарики. Обводя такой шарик вокруг лампочки, можно показать как смену фаз, так и условия видимости. В этом случае вся демонстрация проводится на столе учителя.
Соотношение размеров и расстояний Солнца и планет вообще очень полезно показать, но для расстояний (с соблюдением масштабов) классное помещение оказывается недостаточно обширным, если размеры моделей планет взяты не слишком малыми. Поэтому надо показать таким способом хотя бы часть солнечной системы. Для такой демонстрации очень удобна модель проф. Д.Д. Галанина, состоящая из какого-нибудь шарика или мячика (диаметром в 5-6 см), к которому прикреплена соответствующей длины нитка с бусинкой или просто узелком на конце. В этой модели шарик изображает Солнце, длина нитки - расстояние Земли от Солнца, узелок - размеры Земли. Такую же модель следует заготовить для Земли и Луны.
Длины ниток берутся такие, чтобы их отношение к диаметру шарика Солнца было равно истинному их отношению. Подбор размеров следует делать, исходя от ширины классной комнаты, иначе, когда нить будет развёрнута на полную длину, - модель не уместится в комнате. Для построения таких моделей надо учитывать, что расстояние от Солнца до Земли равно 107,5 диаметра Солнца. В модели Солнце - Земля возможно отметить расстояния Меркурия и Венеры.
Учащиеся не всегда ясно себе представляют взаимное положение плоскостей орбит планет и эклиптики, а при объяснении, например, затмений это весьма важно. Поэтому следует заготовить из картона такую модель (рис. 49). Модель такого вида будет полезна и при объяснении движения метеорных потоков. Если есть возможность, лучше заготовить модель из плексигласа, на которой нанесена орбита Земли, а орбита метеорного потока изображена проволокой.
Для объяснения приливов был предложен автором специальный прибор. В нём одновременно смещаются и центр Земли и контур, изображающий поверхность океанов, причём вращением диска, изображающего Землю, можно показать смену приливов и отливов в одном и том же месте на Земле. Весь прибор состоит из обода D, через который по диаметру проходит спиральная пружина; в центре обода на пружине прикреплён диск C, изображающий Землю (рис. 50). Если закрепить пружину в точке А за гвоздь и тянуть по направлению стрелки В, то в сторону В смещаются и центр диска, и все точки обода, но при этом обод принимает фигуру овала с выступами в стороны А и В.
Рис. 50. Модель для объяснения приливов (по О. Лоджу, измененная М.Е. Набоковым)
<< Предыдущая |