Астронет: М. Е. Набоков Методика преподавания астрономии http://variable-stars.ru/db/msg/1174656/chapter4-3.html |
<< Предыдущая |
§ 25. Составление плана занятии.
Планирование преподавания астрономии имеет некоторые специфические особенности, обусловленные необходимостью, насколько это возможно, связать определённые разделы излагаемой науки с наблюдениями и надлежащим образом распределить демонстрации.
Составление плана преподавания астрономии имеет целью распределить во времени содержание материала, подлежащего усвоению, наблюдения, связанные с содержанием, наметить основные методы, которыми нужно будет воспользоваться при прохождении этого материала.
Следует принять во внимание, что по действующему в настоящее время учебному плану средней школы на изучение астрономии уделяется 34 часа. Поэтому при планировании курса учитель должен обратить серьёзное внимание, во-первых, на то, чтобы найти такой способ изложения, при котором прежде всего выделялось бы основное и главное в теме и, во-вторых, на постановку, выбор и подготовку демонстрирования наглядных пособий так, чтобы это демонстрирование занимало немного времени и было бы наиболее плодотворным.
На приводимую ниже схему планирования преподавания астрономии следует смотреть, как на примерную, которую каждый учитель может видоизменять, несколько сокращать и расширять. Основой для разработки плана является программа курса, утверждённая Министерством просвещения РСФСР. В программе указывается примерное распределение материала во времени, которого следует придерживаться. Небольшое отклонение на 1-2 урока от этого распределения возможны, но при небольшом общем количестве часов они нежелательны.
Первый этап планирования должен заключаться в подборе книг или статей, могущих помочь при подготовке к урокам. Сюда же, конечно, включается и учебник. Следующее место в схеме плана занимает краткая запись о методе проведения уроков. В неё можно рекомендовать заносить лишь главное: основные установки уроков, приёмы изложения и использование учебных пособий с целью оживления и достижения наглядности изложения.
Одновременно с записью о методе уроков обдумываются и наблюдения, которые заносятся в особый раздел схемы. Вводные наблюдения и практические работы должны в плане располагаться по времени их выполнения, а не по разделам программы. Последний раздел плана должен быть отведён для записи тех мер, которые надо принять для подготовки оборудования (покупка, заказы в мастерские, изготовление самодельных приборов и т. п.).
Когда составлен общий годовой план, учитель, пользуясь им, имеет возможность составить и более подробный рабочий план ближайшего раздела программы. Он должен быть с меньшим числом подразделений, но более углублённый и более точно распределяющий время по отдельным частям программы.
Такой план полезно составлять не более как на два занятия вперёд, так как урок - дело живое: он нередко бывает несколько иным, чем предполагалось, и выяснившиеся на нём особенности восприятия учащихся могут быть учтены при составлении плана следующего занятия.
Для возможности планирования наблюдений и практических работ учитель хотя бы приближённо должен ознакомиться со средними климатическими условиями данной местности. В средней полосе СССР ясная погода обычно бывает в начале учебного года (осенью); зимой (в декабре и январе) бывают прояснения при сильных морозах; устойчивый сезон ясных вечеров наступает весной (март, апрель, май).
Таким образом, осень и весна являются главными наблюдательными сезонами, когда можно ставить более длительные общие наблюдения. Зимнее время неудобно как по причине холодов, так и вследствие кратковременности и ненадёжности прояснений. Поэтому в зимнее время общие наблюдения могут быть лишь кратковременными, так же, как и работы по заданиям. Последние, как не требующие большой затраты времени, но накапливающие материал для выводов, следует назначать и зимой. Однако в некоторых местностях, например на юге СССР, распределение ясных вечеров бывает иное, и может оказаться, что зимой возможно проведение общих, достаточно длительных наблюдений.
<< Предыдущая |