Астронет: М. Е. Набоков Методика преподавания астрономии http://variable-stars.ru/db/msg/1174656/chapter4-1.html |
<< Предыдущая |
Глава четвёртая
ПОДГОТОВКА КУРСА УЧИТЕЛЕМ
Плох тот учитель, кто не учится
сам
или мало учится.
М. Горький.
§ 23. Знакомство с современной астрономией.
Для того чтобы хорошо передавать учащимся знания основ астрономии, необходимо, чтобы учитель не только знал содержание предмета, но и был осведомлён о прогрессе науки и её современных практических применениях.
Никакой курс методики не поможет учителю, не знающему преподаваемой им науки. Учитель же, знающий свой предмет хорошо, следящий за развитием науки, вполне сознательно воспользуется различными методами, сумеет их варьировать, сумеет найти и свои собственные методы преподавания.
Курс методики в сущности даёт обобщённый и исправленный опыт лучших учителей, творцов и мастеров своего дела. Этот обобщённый опыт каждый знающий свою науку учитель уже самостоятельно дорабатывает применительно к конкретным условиям и требованиям времени.
Учитель, конечно, должен располагать большим количеством знаний, чем их содержится в школьном учебнике и предусматривается программой. Знание развития астрономии и её современного состояния необходимы для того, чтобы преподавание было живым, интересным, насыщенным примерами из современной действительности, раскрывающим методы самой науки, истории исследований. Хорошо известно, с каким вниманием слушают учащиеся описания подлинных, не схематизированных исследований тех или иных учёных.
Знакомство учителя с техникой современной практической астрономии желательно для того, чтобы он мог со знанием дела осуществлять политехническое обучение астрономии.
Таким образом, работа учителя заключается не только в проведении урока и подготовке его, но и в постоянном совершенствовании своих знаний по астрономии и её методике. Это совершенствование должно проводиться планомерно и непрерывно, параллельно развитию самой науки.
Учитель должен готовиться прежде всего в направлении надлежащего понимания курса или частей его в духе диалектического материализма, постоянно следить за текущей литературой с тем, чтобы обеспечить безукоризненное в методологическом отношении изложение курса.
Имея в виду неуклонный прогресс астрономии и неминуемое отставание от него учебников, учитель должен следить по журналам ("Природа", "Физика в школе", "Астрономический журнал" и др.) за всеми новостями астрономии и её применений, знакомиться со вновь выходящими книгами, в которых прямо или косвенно излагаются успехи астрономии.
Следует иметь в виду, что в настоящее время астрономия развивается главным образом в направлении астрофизических проблем, особенно звёздной астрономии и космогонических гипотез. Просмотр текущей литературы надо делать, выбирая из неё для изучения в первую очередь именно указанные выше вопросы.
Живой и интересный материал о практических применениях астрономии в социалистическом строительстве можно бывает нередко найти в различных газетных статьях, даже не носящих непосредственно астрономического характера.
Кроме того, учитель всегда должен быть хорошо осведомлён по астрономическим календарям о видимости небесных светил и каких-либо особых астрономических явлениях.
<< Предыдущая |