Астронет: М. Е. Набоков Методика преподавания астрономии http://variable-stars.ru/db/msg/1174656/chapter3-7.html |
<< Предыдущая |
§ 22. Организация наблюдений.
Основная трудность постановки наблюдений - необходимость вести их во внеурочное время при невозможности предвидеть ясную погоду. Поэтому все наблюдения, описанные выше, надо распределить на две группы: общие при непосредственном руководстве учителя и индивидуальные - по заданиям.
Общие наблюдения должны проводиться во всех случаях, когда учащихся надо ввести в круг новых фактов или когда работа по существу её может или даже должна быть коллективной. Индивидуальные наблюдения, имея своим истоком общие, необходимы прежде всего потому, что многие явления (например, движение планеты) требуют наблюдения в продолжение большого срока, будучи в то же время сами по себе короткими по времени, затраченному на каждое из них.
Сравнение наблюдений, произведённых в разное время (указанные, например, наблюдения положения планеты среди звёзд), даёт учащимся наглядное представление о происходящих на небе изменениях. Такое же значение могут иметь и рекомендуемые учителем наблюдения созвездий (в разное время ночи и в разные времена года); они приучают учащихся к виду звёздного неба и тем способствуют умению ориентироваться.
В школьных условиях индивидуальные наблюдения учащихся упрощают организацию наблюдений, так как не требуют сбора учащихся в одном месте и в одно время, в чём состоит главная трудность организации общих наблюдений.
В том случае, если при школе есть астрономическая площадка или вышка, вопрос о выборе места отпадает, отчасти отпадают и вопросы подготовки оборудования, так как школьная вышка должна быть снабжена некоторыми постоянными установками. Если такой площадки нет, то приходится где-нибудь поблизости от школы наметить подходящее место для наблюдений. Выбор места делается по общим принципам и, кроме того, принимаются во внимание необходимость недолговременного хранения инструментов и возможность учащимся укрыться в случае ветра или холодной ночи. Весьма желательна временная электропроводка на выбранное место.
При подборе тем наблюдений педагог исходит прежде всего из приведённого в § 16 примерного списка, но при этом дополняет или изменяет его в зависимости от видимости тех или иных светил на небосводе. Для этого, конечно, надо тщательно по астрономическому календарю проследить все обстоятельства видимости объекта наблюдения и при этом принять во внимание, какие части небосвода близ горизонта могут оказаться закрытыми строениями. Светила, видимые невысоко, лучше в расчёт не принимать, так как нередко туманы и недостаточная прозрачность неба близ горизонта очень мешают наблюдениям.
При подборе содержания таких работ следует принять во внимание, что наблюдения "на один фронт" не всегда бывают возможны. Учащиеся, не занятые в то время, когда другие смотрят в трубу, должны иметь определённую работу, доступную и не утомительную. Поэтому при подборе содержания следует наметить ряд работ для учащихся, не занятых главной темой. Если, например, общие наблюдения проводятся в середине или в конце курса, то учащимся надо дать ряд практических или учётных работ; если наблюдения проводятся в начале курса, то эти работы должны носить характер подготовительных, накапливающих материал.
В связи с подбором содержания находится и подготовка задания учащимся. .Эти задания должны давать указания, на что следует обратить внимание при наблюдениях, что и как зарисовать и записать.
При подготовке к наблюдениям учитель не только разъясняет задание и диктует основные вопросы, но и даёт необходимые для наблюдений звёздные карты (звёздные карты легко размножить с помощью копировальной бумаги). Следует помнить, что наблюдения делаются в темноте или полутемноте, и если нет предварительного знакомства с инструментами и приёмами работы с ними, могут возникнуть значительные затруднения.
Поэтому, готовя учащихся к наблюдениям, учитель должен предварительно показать и инструменты, и приёмы наблюдений с ними. Это показывание не следует ограничивать демонстрированием приборов; необходимо, чтобы учащиеся днём посмотрели в трубу на отдалённый предмет и научились ставить окуляр по глазам.
Подбор аппаратуры обусловлен выбором содержания наблюдений. Во многих случаях нужна не только аппаратура, но и основные печатные или даже специально нарисованные пособия. Необходимы следующие печатные пособия: звёздные карты, атласы, "Школьный астрономический календарь" или "Астрономический календарь". Кроме того, надо заранее подо брать ряд картинок (фотографий), изображающих объекты наблюдений, и пояснительный текст к ним. Назначение этих картинок - дать без специальных пояснений учителя материал для справок учащимся в то время, когда они не смотрят в трубу. Эти картинки отчасти разгружают учителя от общих элементарных вопросов и дают ему возможность сосредоточить внимание на руководстве наблюдениями и пояснениях по ряду более глубоких вопросов.
Очень важное место в подготовке наблюдений имеет оборудование самого места наблюдений освещением, столом, скамьями или стульями. Освещение должно служить при записях, рассматривании картинок и справок; лампочка должна освещать только стол для записи или картинки и не быть слишком яркой. Самое рациональное - устроить два освещённых места: одно около трубы - для зарисовок и записей, другое - подальше; оно должно освещать справочный и иллюстративный материал. Около этого же места должны находиться и скамьи для отдыха и дополнительных записей. Отсутствие этих элементарных удобств быстро утомит учащихся, всё время стоящих на ногах, и вредно отзовётся на качестве проводимой работы.
Самую расстановку инструментов, пособий, и наблюдателей также надо тщательно подготовить, чтобы учащиеся не мешали наблюдениям. Так как объекты наблюдений большей частью бывают в южной части неба, самое удобное иллюстративный материал и места для записей и отдыха расположить в северной части места, избранного для наблюдений.
Если площадки для наблюдений при школе нет, то вся работа осложняется необходимостью переноса аппаратуры. Для этого надо из учащихся организовать группу помощников, распределить между ними заранее переносимую аппаратуру и позаботиться, чтобы на месте можно было расставить переносимые столы и скамьи (или хотя бы на что-нибудь положенные доски). Вообще организации самих учащихся надо уделить серьёзное внимание - распределить обязанности помощников, разделить класс на небольшие группы (по 4-5 человек), которым, если это нужно по ходу работы, назначить разное время прихода. Последнее, впрочем, может быть допущено как исключение, так как разъединяет работу класса и учителя.
Чтобы не потерять возможности наблюдений, учитель должен следить за прогнозами погоды, передаваемыми по радио, за показаниями барометра и организовать оповещение учащихся о времени и месте наблюдений.
При самом проведении общих наблюдений учитель обязательно должен сначала познакомить учащихся с общим видом звёздного неба и попутно, если это уже не первое общее наблюдение, проверить их знание созвездий и умение пользоваться картой. После этого учитель кратко рассказывает, что будет рассматриваться в первую очередь, и даёт указания, какие задания должны выполнить учащиеся, не смотрящие в трубу.
Трубу учитель наводит сам и остаётся при ней вместе с помощником из учащихся. Помощник поворачивает и поправляет наведение трубы по искателю, учитель же следит за всеми учащимися, даёт разъяснения, задаёт вопросы по поводу наблюдаемого и регулирует работу тех, которые выполняют задание. При переходе к новому объекту делается то же самое, что и при наблюдении первого. Не следует стремиться к непрерывному выполнению работы учащимися, имеющими задания, - время от времени им должен даваться отдых, но при условии, что они не будут мешать наблюдающим.
Наблюдения по заданиям по преимуществу представляют самостоятельную работу учащихся. Для таких наблюдений возможно и объединение нескольких учащихся, живущих поблизости друг от друга, а также выполнение работы во время общих наблюдений.
Рис.
6. Наблюдения |
Прежде всего в список тем должны быть включены те, которые имеют значение материала для изложений курса и в то же время могут быть выполнены невооружённым глазом. Если наличие условий позволяет, учитель включает в список и другие темы. Если, например, налажена простая аппаратура для наблюдений солнечных пятен, (рис. 6) можно эту тему включить в список наблюдений с тем, чтобы в порядке очереди один или два ученика ежедневно во время большой перемены делали наблюдения Солнца и результаты выставляли в особой витрине. Такой материал, собранный самими учащимися, будет очень ценен при изложении отдела программы о Солнце. Опыт таких работ был сделан автором этой книги, и рисунок 4 представляет собой воспроизведение подлинной работы двух учащихся.
Самостоятельные наблюдения школьников полезны не только в том классе, где они проходят курс астрономии. Если это оказывается возможным, очень желательно ещё в конце IX класса дать некоторые темы простых пропедевтических наблюдений на летнее время и в связи с этим весной провести одно небольшое вводное наблюдение с учениками IX класса. Это общее вводное наблюдение должно преследовать только одну цель - дать самое общее, элементарное знакомство с небом в такой степени, чтобы учащиеся за лето могли собрать некоторый наблюдательный материал. Эти работы должны быть невелики и по числу, и по содержанию. Главная их цель - заметить передвижение планет и Луны и изменение высоты Солнца над горизонтом. Опыт таких пропедевтических наблюдений был постав лен П. А. Симагиным и дал хорошие результаты.
В 1950 г. П. Н. Карницкий в своей кандидатской диссертации, на опыте пятилетней работы в нескольких школах показал, что такие пропедевтические астрономические наблюдения вполне возможны и полезны в связи с прохождением курса физики и в VI и VII классах. На основе этой диссертации им была написана книга "Элементы учения о мироздании в курсе физики семилетней школы", изданная в 1953 г.
На эту же тему была издана работа Б. А. Воронцова-Вельяминова "Элементы мироведения на уроках физики в школе", в которой автор показывает, что из курса астрономии можно осветить на уроках физики в VI-Х классах, применительно к содержанию учебников физики.
Надо всячески напоминать учащимся о необходимости использовать ясные вечера. Учитель должен в этом отношении подавать пример и на каждом занятии, если перед этим были ясные вечера, проверять выполнение работы учащимися.
Для всех наблюдений у учащихся должна быть особая тетрадь, в которой на полях отмечается дата наблюдений. Запись заданий должна помещаться в той же тетради и сопровождаться необходимыми вспомогательными рисунками и картами.
Все наблюдения, произведённые отдельными учащимися, следует объединять, когда накопится достаточный материал. Такое объединение производится отчасти на занятии, ради которого проводились наблюдения, и результат выставляется в классе. Таким образом, например, можно объединить на одном чертеже разновременные наблюдения учащимися высоты Солнца в полдень или положения планеты. Практические работы могут быть, в зависимости от условий, и общими, и индивидуальными. На пример, проведение полуденной линии может быть общей работой, при которой учащиеся по одному через 15-20 минут делают отметку конца тени. Когда все отметки расставлены, следует собрать всех учащихся и вместе с ними провести работу по проведению полуденной линии.
<< Предыдущая |