Astronet Астронет: М. Е. Набоков Методика преподавания астрономии
http://variable-stars.ru/db/msg/1174656/chapter3-3.html
Методика преподавания астрономии
<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

§ 18. Наблюдения по заданиям.

Наблюдения видимого движения Солнца [2] имеют задачей получить сначала график высот Солнца в полдень, а затем, по известной высоте полюса (или широте места), линию эклиптики. Наблюдения выполняются около истинного полудня с помощью угломерного инструмента. В простейшем случае таким инструментом может быть высотомер или длина тени от гномона.

Наблюдения видимого движения планет [3], так же как и Луны, имеют целью получение конкретного материала о смещении этих светил по отношению к звёздам; наличие такого материала необходимо для дальнейшего изложения.

Видимое движение планеты отмечается по копии звёздной карты с записью времени наблюдения. Из всех планет, видимых в данное время, для таких наблюдений следует выбрать, по возможности, две планеты с наиболее заметным движением, при чём хорошо, если в этот список можно включить Венеру. Вполне удобными объектами для таких наблюдений являются Марс и Юпитер.

Наблюдения видимого движения Луны [4]. Для наблюдения перемещения Луны среди звёзд и смен её фаз необходима карта экваториальной полосы неба от склонения + 30њ до склонения - 30њ с отмеченными на ней наиболее яркими звёздами и зодиакальными созвездиями. На протяжении месяца учащиеся отмечают на такой карте положения Луны и её фазы, указывая даты наблюдений.

Наблюдения спутников Юпитера [5] имеет за дачей показать учащимся образец планетной системы. Главное в этом наблюдении - передвижение спутников. Поэтому недостаточно, если учащиеся только убедятся в их существовании: надо организовать наблюдения так, чтобы можно было заметить передвижение и, если позволяют оптические средства, затмения спутников. Это наблюдение можно провести даже с биноклем, дающим шестикратное увеличение, если только он помещён на устойчивой подставке. В небольшую трубу такие наблюдения выполнимы в полной мере.

Рис. 4. Ученический рисунок Солнца,
сделанный на экране (изображение обратное)

Наблюдения Солнца [6] в телескоп имеют целью подметить его вращение и изменение вида пятен. Даже в небольшой инструмент, проектируя изображение Солнца на экран, нетрудно заметить на Солнце пятна. При этом, если вести наблюдения несколько дней подряд, можно заметить изменение вида и перемещение пятен, вследствие вращения Солнца, появление новых пятен и исчезновение или разделение пятен, наблюдавшихся ранее. Наблюдения ведутся на экране с зарисовкой расположения пятен и с отметкой направления суточной параллели Солнца (рис. 4).

Это направление получается весьма просто. При неподвижном инструменте изображение Солнца перемещается по экрану. Отметив на экране два последовательных положения одного и того же пятна, получаем направление этой параллели, т. е. "восток-запад" (на диске Солнца).

Для такой работы достаточен призменный бинокль; его можно установить на доску с заранее заготовленным экраном (кусок фанеры, к которому прикалывается бумага для зарисовки). Следует подобрать постоянный размер круга, вычерчиваемого на бумаге, соответственно наблюдаемому изображению Солнца. Когда учащиеся из наблюдений и изложения учителя будут знать о вращении Солнца, надо, пользуясь данными астрономического календаря, отмечать на рисунке направление оси вращения и расположение экватора Солнца, а для этого необходимо отметить направление суточного движения Солнца на экране.

Наблюдения цветов звёзд [7] имеют целью углубить у учащихся представление о звёздах как о физических телах. Это наблюдение очень желательно соединить с рассматриванием спектров звёзд. Последнее возможно провести путём помещения перед объективом оптического инструмента, служащего для наблюдений, призмы с небольшим преломляющим углом.

Так же как и призму, можно применить и дифракционную решётку с небольшим числом линий на миллиметр. Подбор надо сделать так, чтобы спектры были достаточно ярки и умещались в поле зрения инструмента. Следовательно, увеличение должно быть небольшим, а поле зрения - возможно большим. Опыт применения решётки показывает, что для таких наблюдений вполне пригоден бинокль.

Выбор объектов для таких наблюдений надо сделать из числа звёзд не слабее 21/2 звёздной величины, пользуясь "Справочником астронома-любителя".

Наблюдения переменных звёзд [9] важны не только тем, что они дают материал для части курса о природе звёзд. Очень существенно, чтобы учащийся собственными глазами убедился в том, что звёздное небо не является образцом неизменности, а наоборот, существуют звёзды, блеск которых меняется. Нет никакой нужды знакомить учащихся с оценками блеска в степенях, надо только указать такие звёзды сравнения, которые удобны для восприятия разницы в блеске переменной и звёзды сравнения. Выбирать переменные надо такие, у которых изменение блеска происходит непрерывно с периодом не более десяти суток.

Наиболее удобными переменными звёздами для такой работы являются Лиры и Цефея; последняя особенно подходит вследствие своей постоянной видимости в средних широтах СССР. Наблюдения всех учащихся, снабжённые отметками времени, следует обработать в виде графика. Это можно поручить наиболее активным и способным учащимся.

Наблюдения Млечного Пути [11]. Полезной работой является зарисовывание очертаний Млечного Пути с оценкой яркости (если представится возможность) в его различных частях. Эта работа подводит к восприятию изложения вопросов строения звёздного мира.

Для выполнения работы учащимся не надо никаких инструментов; достаточно иметь общую карту звёздного неба (без очертаний Млечного Пути). Очертания наносят на эту карту.

<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

Rambler's Top100 Яндекс цитирования