Astronet Астронет: М. Е. Набоков Методика преподавания астрономии
http://variable-stars.ru/db/msg/1174656/chapter2-6.html
Методика преподавания астрономии
<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

§ 11. Демонстрирование моделей.

В наглядных пособиях по астрономии есть некоторая специфичность, вытекающая из самой сущности излагаемых основ науки астрономии. В то время как в некоторых дисциплинах (физика, химия) учитель может показать учащимся в классе на демонстрационном столе или путём лабораторной работы самое явление, подлежащее изучению, учитель астрономии лишён этой возможности. Он может только путём наблюдений ознакомить учащихся с небесными явлениями, но он не имеет возможности ни повторить их, ни изменить скорость их протекания. Наблюдения небесных явлений сами по себе служат лишь источником знания фактов, но понимания сущности этих фактов оно ещё не дает. В силу этого учитель астрономии, показав или изложив факты, вынужден создавать модель явления.

Таким образом, модель по астрономии, демонстрируемая на уроке, имеет значение классного эксперимента. Выбор или конструирование таких моделей является весьма ответственным делом учителя. Астрономическая модель должна удовлетворять прежде всего одному главному условию - изображать сущность, не вдаваясь в ненужные детали; она должна быть возможно более простой и наглядной, без лишней утрировки и декоративности.

Конечно, никакие астрономические явления мы не можем воспроизвести в модели с точным соблюдением всех деталей явления (например, соответствия расстояний, размеров и скоростей). В этом случае надо уметь основное, существенное. Модель должна быть несложна, не загромождена излишними деталями.

В виде примера можно указать хорошо известную необходимость демонстрировать движение Земли вокруг Солнца. Существенными здесь являются: обращение Земли вокруг Солнца, наклон земной оси к плоскости земной орбиты и постоянство направления земной оси. В сущности для демонстрации этого нет необходимости в особых приспособлениях: достаточно лампы и географического глобуса. Лучшей моделью оказывается или комплект из лампы и глобуса, или теллурий Кандаурова, освобожденный от всех несущественных деталей и в то же время технически упрощающий процесс демонстрирования.

Своевременно и умело показанная модель облегчает восприятия определения или понятия, облекает его (для начала) в конкретную форму. Совершенно необходимо использование моделей в разделах сферической и теоретической астрономии. Демонстрирование их следует предварительно хорошо обдумать.

Показывая модель и ведя по ней начальные разъяснения, учитель одновременно должен делать чертежи на классной доске, следуя тем правилам, которые указаны далее. Модели основных астрономических инструментов обязательно следует показать и с их помощью продемонстрировать основные приёмы наблюдений.

Модели полезны не только в первой - сферической части астрономии, но и во второй - астрофизической, так как и здесь есть довольно много понятий, недостаточно ясно усваиваемых учащимися без помощи моделей. Особенно полезны наглядные модели, показывающие соотношения расстояний и размеров небесных тел.

Учителя нередко сами конструируют и строят модели по астрономии. Такое творчество можно только приветствовать: оно может дать интересные образцы. Однако следует обратить внимание на одно обстоятельство, иногда забываемое учителями (судя по статьям, печатаемым в некоторых журналах): учёт опыта, уже имеющегося в этом отношении. Действительно, по учебным пособиям имеется довольно богатая литература, которую преподаватели не всегда принимают во внимание. Эта литература охватывает по преимуществу отделы сферической астрономии, но почти не касается отделов астрофизики. Поэтому на создание пособий по астрофизике полезно было бы обратить главное внимание в творчестве учителей.

<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

Rambler's Top100 Яндекс цитирования