Астронет: М. Е. Набоков Методика преподавания астрономии http://variable-stars.ru/db/msg/1174656/chapter2-3.html |
<< Предыдущая |
§ 8. Задачи преподавания астрономии.
Преподавание астрономии в советской школе имеет целью дать учащимся первоначальные представления о природе, движении и развитии небесных тел, о строении вселенной и месте Земли в ней, о методах астрономии и достижениях этой науки.
Астрономия - наука наблюдательная. Источником её знаний о небесных светилах являются те лучи, которые улавливаются астрономическими инструментами. Первоначально световой луч рассматривали лишь как геометрическую линию, дающую возможность установить направление на светило. Развитие знаний о природе света дало возможность не только определить местоположение или движение небесных тел, но изучать их физическое состояние, химический состав и многие процессы, происходящие на этих телах.
Как в физике опыт, так в астрономии основным методом является наблюдение. Факты, причинные связи между ними, теория явлении могут быть объяснены только при знакомстве с этим методом астрономии - наблюдением. В учебном предмете метод науки не может быть раскрыт для учащихся во всех деталях. Изложение основ науки должно быть, однако, связано с описанием метода самой науки. Это требование особенно существенно при прохождении астрономии в школе.
В большинстве школьных учебных предметов (ботаника, зоология и т. п.) изучаются объекты, достаточно хорошо знакомые учащимся по их повседневным наблюдениям или доступные показу при помощи некоторых приборов, обычно имеющихся в школах (например, рассматривание микроорганизмов в микроскоп). Не так обстоит дело с объектами астрономии, которые в своей большей части недостаточно знакомы учащимся и наблюдения которых для них часто недоступны. Показ всякого рода рисунков и фотографий и выводы, делаемые на их основе, не могут быть убедительными для учащихся, если они не будут иметь ясного понятия о самом методе, с помощью которого были получены эти рисунки и фотографии. Показывая результаты и не давая понятия о методах получения их, мы рискуем подорвать самые основы обучения, так как учащиеся вынуждены принимать на веру излагаемое преподавателем.
Методы астрономии следует разъяснять не только при изложении нового материала, но и при наблюдениях небесных светил самими школьниками. По мере возможности в этих элементарных наблюдениях надо стараться воспроизвести основные, астрономические методы. Школьные наблюдения, способствуя пониманию методов, дают в то же время сведения о применении теории к практике и основные умения, и навыки ориентировки по звёздам.
Советская школа должна воспитать человека, свободного от религиозных предрассудков, понимающего противоположность научного и фидеистического мировоззрений, могущего противопоставить ненаучным измышлениям истинные данные науки о строении и развитии вселенной.
Поэтому при изложении основ астрономии надо выявить истинность научного мировоззрения, борьбу науки с ложными взглядами на мироздание, защищавшимися религией, на исторических примерах показать героизм представителей передовой науки в борьбе за истину против фидеизма и суеверий и победу науки в конечном итоге. Наиболее яркими примерами этой борьбы является деятельность учёных эпохи Возрождения: Коперника, Бруно и Галилея. Но не следует забывать, что и в дальнейшей истории развития астрономии эта борьба, иногда в затушёванной, скрытой форме, продолжалась, продолжается она и теперь, но только в ином виде. Повествования религии о происхождении мира и его стремлении явно противоречат научным данным. Сторонники религии пытаются сгладить эти противоречия всяческими произвольными толкованиями ("тысячи лет, как один день" и т. п.).
Ещё в XVIII в. Феофан Прокопович в своем богословском сочинении, говоря о теории Коперника, признавал её обоснованной и утверждал, что священное писание не является препятствием к признанию коперниканства. Он обосновал это тем, что тексты библии "следует понимать не в буквальном смысле, а аллегорически". Таким образом, представители церкви стремились показать, что теория Коперника содержится "аллегорически" в библии. В конце XVIII в. гелиоцентрическая теория откровенно трактовалась церковью как доказательство "божественного промысла". В настоящее время зарубежные идеалисты и служители всех религии, спекулируя на теории относительности и наблюдаемом красном смещении в спектрах внегалактических туманностей, стремятся "доказать" конечность вселенной во времени и пространстве. Руководители церкви рекомендуют кончающим духовные школы изучать современную науку с тем, чтобы давать "разъяснения", направление которых очевидно из приведённых выше примеров. Особенную ловкость в этом деле проявляет Ватикан, который вводит своих представителей в состав астрономов-специалистов капиталистических стран уже на протяжении нескольких столетий (патер Шейнер, иезуит Риччиоли, аббат Секки, аббат Морэ, в наше время аббат Леметр - автор "теории" возникновения вселенной из одного "сотворённого" атома). Эти факты показывают, насколько тонко духовенство и идеалисты ведут свою идеологическую борьбу с подлинно научным познанием природы.
Эта форма борьбы идеализма против науки очень серьёзна и опасна. Не отвергая грубо науку, наоборот, как будто принимая её методы и выводы, церковники стараются их связать с авторитетом религиозных первоисточников (библия, талмуд, коран и т. п.) и главное дискредитировать самую основу науки, выдвигая идею непознаваемости мира.
Поэтому особенно важно дать учащимся не только описание достижений астрономии, но и показать методы, которые привели к ним, и тем самым закрепить в сознании учащихся бесконечность развития научных знаний. В этом случае полезно привести высказывание Ленина: "Познание человека не есть (resp. не идет по) прямая линия, а кривая линия, бесконечно приближающаяся к ряду кругов, к спирали. Любой отрывок, обломок, кусочек этой кривой линии может быть превращен (односторонне превращен) в самостоятельную, целую, прямую линию, которая (если за деревьями не видеть леса) ведет тогда в болото, в поповщину (где ее закрепляет классовый интерес господствующих классов)"1. Следовательно, историю развития астрономии надо излагать не только для того, чтобы показать борьбу науки с религиозными, идеалистическими учениями, но и для того, чтобы учащиеся получили представление о всё большем приближении наших знаний к познанию мира, о том спиральном пути познания, о котором говорил В. И. Ленин.
При изложении отдельных разделов астрономии и её истории следует объяснить учащимся, как одно толкование наблюдаемых фактов переходит в новое в результате накопления новых данных и как наши знания постепенно приближаются к истине. Это имеет особое значение при изложении вопросов космогонии. Одним из элементарных примеров в этом отношении является теория движения Земли по Копернику, которая могла получить обоснование лишь в результате использования работ Гиппарха и его последователей.
Учащиеся в курсе астрономии должны быть подведены к пониманию того, что мир и его закономерности вполне познаваемы, что наши знания о законах природы, проверенные опытом, практикой, являются достоверными знаниями, имеющими значение объективных истин. Они должны ясно осознать, что в мире нет непознаваемых вещей, а есть только вещи, ещё не познанные, которые будут познаны силами науки и практики.
1 В.И. Ленин, К вопросу о диалектике. Соч., т.XIII, 1931, стр.304.
<< Предыдущая |