Astronet Астронет: М. Е. Набоков Методика преподавания астрономии
http://variable-stars.ru/db/msg/1174656/chapter1-3.html
Методика преподавания астрономии
<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

§ 3. Состояние преподавания астрономии в XVIII и XIX вв.

После смерти Петра I до начала второй половины XVII в. правители России, считаясь с возрастающими практическими потребностями, сохраняли и отчасти расширяли школы, в которых изучалась астрономия. Главную заботу об этом принял на себя М.В. Ломоносов, описывавший в своих научных и стихотворных произведениях теорию Коперника как единственно правильную. Академия наук издавала научно-популярные "Примечания", в которых излагалось и учение Коперника.

М. В. Ломоносов был почти единственным в России смелым поборником этой теории, за что руководители православной церкви пытались привлечь его к суду.

В академической гимназии, организованной Ломоносовым, астрономия входила в курс математической географии. Учебником служила книга русского академика Крафта - "Руководство к математической и физической географии", содержавшая изложение теории Коперника. Так систематическое обучение астрономии перешло в общеобразовательную школу, каковой была академическая гимназия. Необходимость распространения просвещения и повышения общей культуры сознавалась передовыми, мыслящими представителями общества того времени. Наряду с некоторыми специальными школами были организованы новые общеобразовательные и упорядочено общее среднее образование путём разработки "Устава народных училищ" (в 1786 г.).

Во второй половине XVIII в. делу просвещения посвятили свои силы два выдающихся деятеля: И. И. Бецкой и Ф. И. Янкович де Мириево. Заботами Бецкого был учреждён целый ряд новых школ и среди них коммерческое демидовское училище в Москве, в котором специально изучались основы астрономии (в связи с мореплаванием и геодезией). В этот период (1763-1766) Навигацкая школа была во всём составе переведена в Петербург и, как все военно-учебные заведения, получила название "Шляхетский морской кадетский корпус". Это учебное заведение существует и поныне. Советским правительством оно преобразовано в Высшую военно-морскую школу.

По Уставу народных училищ (1786) в старшем классе проходилась "математическая география с задачами на глобусе".

Янкович де Мириево, деятельность которого была связана с организацией народных училищ, предпринял издание некоторых новых учебников и учебных пособий. В частности, по его поручению был составлен учебник физики, содержавший описание системы Коперника, и учебник математической географии (в 1787 г.). Оба эти учебника, излагавшие основы гелиоцентрической теории, были составлены М. Е. Головиным, адъюнктом Петербургской академии наук и профессором первой учительской семинарии (открытой в 1783 г.) Эти учебники представляли собой в основном компиляции с иностранных учебников. Оригинальный учебник физики, содержавший изложение системы Коперника, был написан П. И. Гиларовским, преподавателем той же семинарии, и издан в 1793 г. В XVIII в. духовные семинарии, как это указывает историк педагогики Е. Н. Медынский, имели в программе наряду с богословскими предметами также и общеобразовательные. Преподавание основ мироведения в духовных семинариях (в конце XVIII в.) велось по переводному учебнику Баумейстера, хотя и дававшего описание теории Коперника, но с оговорками о том, что "Земля есть планета первоклассная". В 1798 г. и в духовных семинариях стали преподавать основы астрономии по русским учебникам. Основным стал учебник П. И. Гиларовского. Так к концу XVIII и началу XIX в. преподавание астрономии вошло в учебные планы всех школ и было устранено компромиссное, половинчатое отношение к системе Коперника, существовавшее по необходимости в начале петровских реформ.

В 1817 г. показной либерализм царского правительства сменился реакцией, организацией "Министерства духовных дел и народного просвещения", запрещением учебников, трактующих о вращении Земли и происхождении мира как "богопротивных". Реальное направление школы сменилось классическим, и это повлекло за собой ухудшение преподавания астрономии. В реальных отделениях гимназий, в военных и морских училищах астрономия приобрела характер утилитарный, с сокращением описательной части и преобладанием сферической, математизированной астрономии.

Общественное движение 60-х годов вынудило правительство Александра II в 1864 г. обратить внимание на реальное образование, и в 1864 г. новый устав средней школы закрепил астрономию под названием космографии в классических и реальных гимназиях, но преподавание космографии в большой мере сводилось к сферической астрономии. Самая методика преподавания была словесной, математизированной, без наблюдений, и получила название "меловой" (чертежи и формулы изображались на классной доске мелом). Сравнительно лучше обстояло дело в морских и сухопутных военных средних школах - кадетских корпусах. В них лучшие преподаватели старались вводить и наблюдения. Такое положение с обучением основам астрономии не удовлетворяло ни передовые круги общества, ни высшую школу (общую и специальную), в которой курс астрономии был построен с расчётом на предварительные знания элементов астрономии выпускников средней школы.

<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

Rambler's Top100 Яндекс цитирования