Астронет: М. Е. Набоков Методика преподавания астрономии http://variable-stars.ru/db/msg/1174656/chapter1-1.html |
<< Предыдущая |
Глава первая
АСТРОНОМИЯ КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ
"В каждом деле нужно знать
историю его развития".
(А. М. Горький, "О том, как я учился
писать".)
§ 1. Обучение астрономии до XVIII в. Астрономия, древнейшая из наук, возникла в силу необходимости ведения счёта времени и изыскания способов ориентировки на местности. Одновременно астрономия является и древнейшей учебной дисциплиной. Требования практики уже очень давно приводили к необходимости обучения подрастающего поколения некоторым приёмам ориентировки по небесным светилам. Общее развитие материальной жизни общества, культуры, расширение деловых связей народов средиземноморского побережья, необходимость составления географических карт - всё это требовало создания теории небесных явлений и строения мира и на её основе предвычислений положения планет, Солнца и Луны. Была создана геоцентрическая система мира, служившая практике в меру тогдашних требований. Средневековье восприняло от древности эту теорию, и обучение основам её было введено в школах "квадривиума". Оно должно было служить практическим потребностям и в то же время в качестве "служанки богословия" - идеологии церкви.
Эпоха Возрождения, как известно, потребовала коренного пересмотра прежней системы мира. Открытия Коперника, являющиеся отражением этого требования, положили начало новой гелиоцентрической системы мира, которая, несмотря на жестокое сопротивление церкви, восторжествовала и утвердилась в науке и в обучении. Ещё в 1424 г. итальянский гуманист Витторио да Фельтре стремился отойти от средневекового схоластического обучения астрономии. Позже чешский педагог Я. А. Коменский ввёл основы астрономии в число предметов, которым обучались школьники, применяя при этом наблюдения и некоторые наглядные пособия. Астрономия прочно вошла в систему обучения в европейской школе.
<< Предыдущая |