Astronet Астронет: Г.С. Яхно Содержание и методика проведения практических работ и моделирование астрономических явлений в курсе астрономии средней школы
http://variable-stars.ru/db/msg/1173351/chapter60.html
Проведение практических работ в курсе астрономии
<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

Работа N 15. Наблюдение солнечного спектра
и отождествление главнейших фраунгоферовых линий

Оборудование: школьный спектроскоп, спектральные трубки, индукционная катушка, справочная таблица длин волн, фотографии солнечного спектра.

1. Пользуясь спектральными трубками (например, водородной и гелиевой) и справочной таблицей длин волн, построить градуировочную кривую спектроскопа (см. Практикум по физике А.А. Покровского и др.).

2. Установить спектроскоп близко у окна, чтобы на коллиматор падал рассеянный солнечный свет1.

Рис. 34.

Добившись хорошей видимости фраунгоферовых линий в трубу спектроскопа, определить их положение в спектре с помощью микрометрического винта. Показания, отсчитанные по шкале винта, проставить против соответствующих линий на фотографии спектра или на схематическом его рисунке, выполненном от руки (рис. 34).

3. Определить по градуировочной кривой, каким длинам волн соответствуют выделенные в спектре линии.

4. Найти по справочной таблице, каким элементам принадлежат отмеченные линии, выписать уточненные значения длин волн и обозначения линий.

5. Провести непосредственное сравнение положения фраунгоферовых линий в солнечное спектре и линий спектров сравнения (например, натрия, водорода, гелия). Для этого установить у щели коллиматора источник спектра сравнения (например, спиртовку с натриевым пламенем) и добиться хорошей видимости эмиссионного спектра. Не отрываясь от окуляра спектроскопа, убрать спиртовку и установить, какая линия солнечного спектра соответствует линии натрия.

Методические замечания

1. Настоящая работа позволяет учащимся наглядно представить сущность спектрального анализа и оценить его практическое значение для астрономии. Провести ее целесообразно во время выполнения работ физического практикума.

2. Чтобы облегчить проведение отождествления линий поглощения, следует заранее сфотографировать солнечный спектр, как описано в III главе, отпечатать необходимое количество снимков в соответствующем масштабе и выдавать их учащимся для работы. Наклеив полоску спектра на чистый лист бумаги, учащиеся и производят на нем все необходимые записи.

3. При визуальном наблюдении линий солнечного спектра необходимо учитывать, что резкого изображения линий по всей длине спектра получить нельзя, так как плоскость, в которой лежит изображение спектра, не перпендикулярна главной оптической оси, а образует с ней некоторый угол. Поэтому при наблюдениях приходится поочередно фокусировать то на красный, то на фиолетовый конец спектра.


1 Солнечный спектр с фраунгоферовыми линиями можно наблюдать и в пасмурную погоду.

<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

Rambler's Top100 Яндекс цитирования