Астронет: Г.С. Яхно Содержание и методика проведения практических работ и моделирование астрономических явлений в курсе астрономии средней школы http://variable-stars.ru/db/msg/1173351/chapter41.html |
<< Предыдущая |
5) Актинометры
Такие приборы для школ пока не выпускаются, но нужда в них есть. Они расширили бы возможности в постановке астрофизических работ и позволили бы продемонстрировать, кроме астрофотографии и спектрального анализа и другие физические методы, применяемые при изучении небесных тел и в частности Солнца. Еще в 1941 году проф. В.В. Радзиевским была предложена упрощенная модель актинометра, доступная для самостоятельного изготовления, а сравнительно недавно аналогичная модель была описана и проф. М. Миннартом (Голландия), [101].
Такой актинометр использовался диссертантом в своей работе и оказался полезным в постановке практических работ с учащимися.
Рис. 44 |
Актинометр (рис. 44) состоит из картонного стакана диаметром 7 см и длиной 15 см и подвешенного внутри него латунного цилиндра, имеющего диаметр 4 см и высоту 1,3 см. Верхнее основание латунного цилиндра (которое обращено к Солнцу) закопчено, а боковая поверхность и нижнее основание отполированы. Сбоку в цилиндре просверлено отверстие для термометра. Внизу стакан заклеен полупрозрачной бумагой с выверченный в середине кругом диаметром в 4 см. На верхнее основание стакана надевается легкосъемная непрозрачная крышка, экранирующая Солнце при измерениях.
Актинометр укрепляется в штативе
и при измерениях направляется на Солнце так,
чтобы тень от латунного цилиндра совпадала
с кругом на дне стакана. Приемником
солнечной энергии является латунный
цилиндр. Определяя изменение его
температуры, происшедшее за определенный
промежуток времени, зная массу цилиндра и
величину поверхности, на которую попадает
солнечная радиация и определяют примерное
значение солнечной постоянной. (Описание
работы здесь).
<< Предыдущая |