Астронет: Г.С. Яхно Содержание и методика проведения практических работ и моделирование астрономических явлений в курсе астрономии средней школы http://variable-stars.ru/db/msg/1173351/chapter40.html |
<< Предыдущая |
4) Спектроскопы и дифракционные решетки
Как уже указывалось в III главе, школьный спектроскоп позволяет на уроках астрономии показать на примере солнечного спектра один из самых распространенных и надежных научных методов - спектральный анализ. Естественно, поэтому, этот прибор отнести к необходимому оборудованию для проведения практических занятий по астрономии.
Рис. 30 |
Однако, выпускаемые в настоящее время школьные спектроскопы совершенно различны по своим качествам. Одни из них (рис. 30) обладают достаточно высокими оптическими и механическими характеристиками (на них и были выполнены описанные в Ш главе работы), другие же не выдерживают ни малейшей критики и, по сути дела, не годятся для наблюдения фраунгоферовых линий в солнечном спектре. Призма у них выполнена из стекла крон, труба и коллиматор несовершенны, щель не имеет постоянной установки и ее регулировка часто нарушается, крепление труб не прочное.
Поскольку фотографирование спектров вполне доступно школам, было бы целесообразным Главучтехпрому наладить выпуск упрощенной модели спектрографа. Его можно создать на базе ныне выпускаемого спектроскопа улучшенной конструкции, если к нему добавить камеру с кассетой для фотопластинки, которую можно было бы укреплять на окулярном конце трубы.
При самостоятельном изготовлении такой камеры необходимо учитывать, что плоскость, в которой лежит изображение спектра, не перпендикулярна главной оптической оси объектива трубы. И чтобы при фотографировании получить резкое изображение спектральных линий по всей длине, необходимо кассету установить под некоторым углом e (рис. 43). Такое расположение спектра определяется тем, что для более сильно преломляемых призмой коротковолновых лучей (фиолетовый конец спектра) неахроматический объектив имеет меньшее фокусное расстояние, и эти лучи собираются ближе к объективу. Величина этого угла может быть найдена опытным путем с помощью окуляра.
Вставив в окулярный конец трубы спектроскопа (которая теперь является камерой) подходящего диаметра трубку с окуляром, отмечают на ней несколько положений при фокусировке на линии в красной и фиолетовой частях спектра. Строят на бумаге график изменения удаления окуляра от некоторого его начального положения и определяют искомый угол e1.
Естественно, что в этом случае труба спектроскопа (камера) должна быть укорочена так, чтобы фокальная плоскость лежала за ее пределами. Хорошие результаты по наблюдению солнечного спектра дают и дифракционные решетки с периодом 1:600 (т.е. 600 штрихов на мм). Такие решетки-реплики с рабочей поверхностью около 4 см2 выпускаются нашей оптической промышленностью, но в торговую сеть Главснабпроса они попадают редко, и поэтому до школ плохо доходят, изготовляемые же в настоящее время промышленностью школьного приборостроения дифракционные решетки с периодом 1:50 и 1:100 для наблюдения линий поглощения в солнечном спектре не годятся.
И тут встает задача перед Главучтехпромом о налаживании выпуска для школ дифракционных решеток с более высокой разрешающей способностью.
На наш взгляд, здесь не существует принципиальных трудностей, поскольку изготовление матриц для таких решеток могло бы производиться, например, на оптико-механических предприятиях Ленинградского объединения. Чтобы ознакомиться с перспективами в развитии оптического школьного приборостроения, диссертант в конце 1965 года посетил Загорский завод N6, выпускающий школьные телескопы-рефракторы и дифракционные решетки, а также имел беседу в Главучтехпроме. Оказалось, что в ближайшее время выпускаемая продукция не будет изменена, т.е. перечисленные выше недостатки телескопов останутся, а дифракционные решетки будут только с периодом 1:50 и 1:100.
Поэтому, чтобы в какой-то мере содействовать улучшению оптического оборудования, необходимого для преподавания астрономии, автором были обобщены и представлены в Главучтехпром изложенные в настоящей главе предложения.
1 Способ предложен проф. Б.А. Воронцовым-Вельяминовым
<< Предыдущая |