Астронет: Г.С. Яхно Содержание и методика проведения практических работ и моделирование астрономических явлений в курсе астрономии средней школы http://variable-stars.ru/db/msg/1173351/chapter13.html |
<< Предыдущая |
1.3. Состав и подготовка педагогических кадров, преподающих астрономию в школе.
В значительной мере такое состояние с преподаванием астрономии зависит от того, кто ведет этот предмет. Знакомство с составом педагогических кадров, которое проводилось диссертантом в течение ряда лет в период пребывания на должности инспектора облоно, во время практических семинаров с учителями астрономии и в результате анкетного опроса, дает следующую картину.
Во-первых, более чем 20% школ (а их проверено около 100) астрономию ведут учителя географии, а в отдельных случаях - учителя биологии и химии. Вряд ли это можно считать нормальным. Если элементы сферической астрономии или представления о Земле и солнечной системе в какой-то мере близки некоторым вопросам географии, то уж астрофизические понятия (которые в курсе астрономии преобладают) безусловно лежат за пределами подготовки учителя географии. Если они и будут даны, то, по всей вероятности, догматически, едва ли даже в том объеме, как они изложены в школьном учебнике.
Во-вторых, практическая подготовка учителей астрономии совершенно недостаточна, чтобы в соответствии с требованиями программы проводить в школе наблюдения, производить угломерные и другие измерения с помощью теодолита или других инструментов. Знания звездного неба, как правило, ограничены несколькими созвездиями (не случайно же и у школьников эти знания скудны!). А о том, где на небе находятся такие интересные и важные для изучения астрономии объекты, как двойные и переменные звезды, туманности, звездные скопления, никто из учителей в подавляющем большинстве не мог ответить. Во время семинарских занятий редко кто из присутствующих мог показать находившиеся над горизонтом планеты Юпитер и Сатурн и уж никто не мог определить номера спутников Юпитера при наблюдении их в телескоп, хотя в их распоряжении был Астрономический календарь с графиком конфигураций спутников.
Небезынтересна беседа, которая состоялась с учителями астрономии на одном из
семинаров в августе 1963 года. Приведем ее текст с магнитофонной ленты:
- Какие же наблюдения и практические работы вы проводите у себя в школе?
- Я практикую работу с подвижной картой звездного неба, - говорит учительница
одной из городских школ. - Мы определяем время восхода и захода звезд по карте,
определяем вид звездного неба в данный момент. А потом ученики самостоятельно
наблюдают небо. Один раз провели групповое занятие по ознакомлению со звездами.
Правда, созвездий мы нашли немного: Большую и Малую Медведицы, Кассиопею, Пегас,
Лебедя и, кажется, Дракона. Да я и сама их не умею находить. Это на карте легко
получается, они там подписаны, а на небе никак не сообразишь, в какую сторону
надо двигаться.
Другой раз наблюдали Луну в телескоп. Ребятам понравилось, говорят, интересно.
- И что же они увидели на Луне, какие лунные образования смогли рассмотреть?
- Ну, как это какие, у нас такой задачи не было. Они рассматривали характерный
лунный пейзаж. Да и что там рассмотришь, когда каждому удается побывать у телескопа
не больше одной минуты. Их ведь 30 человек, все стоят в очередь и толкают друг
друга. Да еще телескоп сбивается часто, пока снова наведешь его, время уходит.
- В нашей школе и телескопа нет, - говорит учительница сельской школы. - Собственно,
он есть, но у него кто-то вывинтил объектив, и он теперь стоит без дела. Да
и астрономию я веду один год. До этого ее преподавал математик, а как я приехала,
так мне ее сразу и передали. Вообще ее почему-то никто не хочет брать. Часов
мало, а хлопот с ней много.
- Какие же практические занятия вы провели?
- Раз телескопа нет, какие уж тут практические занятия! Самой-то еще надо хоть
созвездия научиться различать, а потом ребят учить.
- Но ведь вы только что институт окончили и знания по астрономии должно быть
еще свежи в памяти.
- Очень мало осталось этих знаний. Вы наверное и не поверите, что мы в институте
на практических занятиях ни разу не наблюдали звездное небо, а в телескоп единственный
раз наблюдали солнечные пятна, проектировали их на экран. А то вот решали какие-то
задачи на вычисление координат, проводили проверку часов по солнечному кольцу,
со звездной картой работали. А вот небо так и не удосужились поглядеть. Хоть
бы преподаватель задавал на самостоятельное изучение и опрашивая потом. Выучили
бы! А то время прошло, экзамены сдали и вот забыли.
- Скажите, кто из вас пользуется во время наблюдений экваториальной установкой
телескопа?
Оказалось, что никто из присутствующих ее не использует. Устанавливают телескоп с произвольным ориентированием полярной оси и во время наблюдений осуществляют его поворот вокруг всех осей, в том числе и вокруг станового болта штатива.
Не известны большинству и такие практические вопросы, как определение широты места по высоте Солнца в полдень, определение угловых и линейных размеров Луны и Солнца о помощью теодолита, определение долготы по моменту кульминации Солнца и др. О том, что учителя астрономии сами плохо подготовлены, отмечается и в материалах, упомянутых в ряде съездов ВАГО.
В-третьих, нельзя признать удовлетворительной подготовку студентов - будущих учителей астрономии. Чтобы судить, с какой практической подготовкой они завершают изучение вузовского курса астрономии, диссертантом в мае 1964 года был проведен опрос студентов III курса физико-математического факультета одного из пединститутов примерно по тем же вопросам, которые предлагались и выпускникам школ. Опрос проведен перед сдачей ими экзамена по астрономии. Вопросы:
1. Знание 8-11 созвездий.
2. Как определить широту своего местонахождения?
3. Знание планет солнечной системы.
4. Знание продолжительности синодического месяца.
5. Каков вид Луны в первой четверти?
6. Знание направления суточного вращения звездного неба.
7. Каковы размеры Земли, Луны и Солнца?
8. Знание полуденной высоты Солнца в данном месте в дни равноденствий
и солнцестояний.
Результаты опроса отражены на диаграмме 6.
Диаграмма N 6. Результаты опроса студентов III курса физмата сразу после изучения
вузовского курса астрономии (май 1964 г.).
Как видно из диаграммы, знания студентов оказались почти на том же уровне, что и у выпускников средних школ (количество положительных ответов по шести вопросам из восьми ниже 40%). Продолжительность синодического месяца и полуденную высоту Солнца в дни равноденствий никто не смог назвать. О способах определения широты места знают только 20% опрошенных, а вид Луны в первой четверти правильно представляет себе 1/4 часть студентов. Только 37% студентов смогли назвать больше 8 созвездий, а остальные знают 5-7 созвездий.
В своих ответах об определении широты места некоторые пишут:
"Существуют различные способы, но я их забыла. Наша широта 56° (по широте
Москвы)".
"Широту места наблюдения можно измерить от экватора до места наблюдения
по меридиану".
И это пишут не школьники, а через год - учителя!
Ясно, что до начала работы в школе знаний по астрономии у них не прибавится. Наоборот, можно предположить, что кое-что еще забудется. Значит, если им будет поручено преподавание астрономии в школе, то руководящим началом для них будет только учебник и, по всей видимости - школьный учебник.
Нельзя сказать, что вопросу качества подготовки учителей астрономии в настоящее время не уделяется внимания. Более того, в последнее время этой проблеме было посвящено 2 диссертации: Дагаева М.М. [50] и Мурашова Д.А. [95]. В них сделана попытка научно обосновать принципы, на которых должна строиться подготовка студентов по астрономии. Ощутимым вкладом диссертации Дагаева М.М. явилась разработка нового практикума по астрономии для вузов [51].
Он безусловно окажет пединститутам серьезную помощь в осуществлении более глубокой практической подготовки студентов - будущих учителей, даст возможность вооружить их совершенно необходимыми практическими навыками по наблюдению небесных объектов, по использованию современных научных методов их изучения. Многие из работ практикума учителя смогут затем применить у себя в школе. Достоинством нового практикума является и то, что большая часть работ посвящена астрофизическим вопросам, о важности которых мы уже говорили.
Нельзя однако отметить серьезного подхода к проблеме подготовки будущих учителей астрономии вторым диссертантом. А.Д. Мурашов пишет, что целью диссертации являются рекомендации проверенных опытом путей улучшения подготовки студентов к преподаванию астрономии. Но из дальнейшего видно, что автор обходит главную проблему подготовки - выработку определенной системы наблюдений, которой бы владел учитель и без чего школьное обучение превращается в малоэффективное времяпрепровождение.
Учитель не только должен уметь рассказать то, что есть в учебнике, но (что более важно!) показать небесные объекты и явления, если он не получил практической подготовки в вузе, не знает как провести наблюдение, измерение, фотографирование, то освоить вое это самостоятельно ему будет значительно труднее. Останавливаясь более подробно на задачах по изучению астрономии на примере первой части вузовской программы, автор указывает, что астрофизическая часть обычно не вызывает у учителей затруднений, с этим нельзя согласиться. Как раз наоборот, в изложении этого раздела астрономии учитель больше всего и встречает затруднений. Не случайно же эта часть астрономии излагается описательно. Это в то время, как астрофизика считается ведущей областью астрономии. По ней-то и надо улучшать подготовку студентов, а диссертант беззаботно обходит ее и считает, что с ней все благополучно.
"Методика проведения астрофизических наблюдений, - пишет далее А.Д. Мурашов, - разработана в соответствующей литературе подробно, добавить в нее нового трудно.
Возможно, что трудно, но совершенно необходимо! Как раз это звено в практическом отношении в школьном курсе наиболее слабо разработано. Не будут же студенты - будущие учителя использовать в своей работе астрографы, микрофотометры, спектрографы и другое сложное и дорогое оборудование. Видимо, нужно найти более простые и доступные средства для изучения астрофизических вопросов. Взять, например, изучение спектров. Это в методическом отношении "золотоносная жила". Разработка методики изучения этой важнейшей темы сразу обогатила бы школьную астрономию целым рядом убедительных выводов о могуществе и надежности методов науки вообще и астрономических методов в частности. Или взять принцип фотоэлектрической фотометрии, играющий первостепенную роль не только в звездной астрономии, но и в других ее областях. Разве не явилась бы разработка приемлемой методики фотометрии нужным и своевременным делом? То же можно сказать и об определении важнейших физических характеристик Солнца и других небесных тел.
<< Предыдущая |